50 оттенков Rimworld

В Rimworld можно творить вещи, которые никогда и нигде не стоит повторять в действительности. Но критикуют ее только за сексизм

Rimworld, симулятор выживания колониста на далекой планете, доступен пользователям с 2013 года, но только этим летом добрался до версии 1.0 (и даже она пока только тестируется — в Steam можно ее активировать на свой страх и риск). Несмотря на незавершенность, игру приобрел уже почти миллион человек. Для нее активно создаются моды, комьюнити пишет гайды, а пресса — тексты о моральном облике автора. Симулятор, в котором как в зеркале отражаются фантазии и комплексы геймера, оказался забавным развлечением для одних и красной тряпкой для других.

В Rimworld три космонавта с разным набором навыков и черт характера терпят крушение на далекой планете. Первым делом нужно построить жизнеспособную колонию, которая обеспечивает себя едой, лекарствами и одеждой, а также в силах защититься от внешних угроз. Конечная цель в теории — построить космический корабль и улететь куда подальше. Все как в «Таинственном острове» Жюля Верна, только в далеком будущем. В реальности интересно придумать себе цель самостоятельно и добиться ее. Например, основать успешный бизнес по торговле человеческими органами. Или собрать армию ручных боевых медведей и разграбить соседнюю деревню. Такого даже у Хайнлайна не было.

Симуляция в Rimworld очень дотошная и требует от персонажей наглядно проделывать все действия, которые в других играх остались бы за кадром: подстрелив кабана, надо разделать тушу (на мясо и кожу), пожарить мясо на плите и отнести блюдо в холодильник, чтобы не протухло. В игре нет ни инвентаря, ни готовых макетов зданий: «холодильник» — это любое герметичное помещение, в котором поддерживается температура ниже нуля; «запас провизии» — все, что лежит на клетках, которые вы пометили как «склад» (желательно, чтобы эти клетки были хотя бы под крышей). Управлять каждым персонажем напрямую необязательно (хотя и возможно): вы отдаете глобальные приказы (например, «построить стену из мрамора здесь»), настраиваете приоритеты типов работ («тушить пожары важнее, чем сажать растения»), а дальше виртуальные человечки сами решают, кто и когда построит эту стену, а кто пойдет работать на поле с картошкой. Едят и развлекаются они и вовсе без команды. Только в бою колонисты на сто процентов подчиняются приказам — если, конечно, не впадают в ступор при виде бандита.

Самое интересное в Rimworld — невероятная свобода действий в рамках заранее заданных простых и интуитивно понятных правил. Если у вас есть корова, то можно доить ее и получать молоко, а можно зарезать и съесть. Если к вам пришли дикие аборигены из соседней деревни, можно обменяться с ними товарами, а можно перестрелять их, а выживших взять в плен и продать работорговцам. Если зимой вам холодно, можно разобрать стулья и столы и сжечь их в костре, чтобы согреться, а можно купить шерсть альпаки и сшить всем теплые пуховики. Правда, есть один нюанс: в состоянии стресса ваши персонажи могут совершать поступки, которые вы никак не контролируете. Например, один из ваших колонистов может оказаться больным на голову пироманом, который подожжет всю колонию. Или живодером, который убьет с таким трудом прирученную корову.

Симуляция отношений между людьми в колонии и менеджмент уровня стресса каждого из них, — первая тема, из-за которой Rimworld обвинили в неэтичности. Дело в том, что у всех персонажей игры есть заранее заданный набор черт характера, сильно влияющих на поведение. Представьте себе, что вам досталась «красотка- мужененавистница-живодерка». В нее влюбляется один из персонажей-мужчин (потому что красотка), девушка отказывает ему (потому что ненавидит мужчин), расстраивается (отказывать всегда некомфортно), в приступе ярости (поднялся уровень стресса) режет домашнего котика (потому что живодерка), а неудачливый поклонник — хозяин котика — тоже злится (смерть питомца), достает автомат и бьет возлюбленную прикладом по голове. Бытовые конфликты способны уничтожить колонию так же легко, как и атаки бандитов.

50 оттенков Rimworld

Пару лет назад симуляция социализации колонистов вызвала нешуточный скандал в западной прессе — и речь не только о том, что персонажи могут иметь черты вроде «гей» или «мужененавистница». По словам Клаудии Ло, автора сайта Rock, Paper, Shotgun, покопавшейся в коде игры, алгоритмы Rimworld отражают «сексистские представления об отношениях». Например, привлекательность девушки зависит только от ее красоты и молодости, а пожилые женщины почти не имеют шансов завести отношения (у пожилых мужчин они есть). Кроме того, в игре не существует гетерсексуальных женщин — только лесбиянки и би, и не существует бисексуальных мужчин — только геи и гетеросексуалы. Тайнан Силвестер, автор игры, ответил, что его игра не отвергает никакую возможность, просто определенные события менее вероятны, исходя из «реально существующих паттернов поведения». Настройки, связанные с сексуальным поведением, выполнены в соответствии с исследованием университета Нотр-Дам. Например, женщины в Rimworld чаще всего заводят отношения именно с мужчинами только потому, что мужчины с большей вероятностью (в восемь раз) проявляют инициативу, чем женщины. Так что, подытожил Тайнан, благодаря его коду поведение колонистов выглядит для игрока достоверно, при этом чисто практически мужчины и женщины не отличаются друг от друга: и тех, и других можно посылать и на кухню, и на охоту. Полное равенство.

Скандал вокруг вероятности образования пар, впрочем, продолжается до сих пор. В обсуждения на Steam приходят люди и спрашивают, когда автор поправит сексистский код. Но при этом критики совершенно закрывают глаза на другие спорные места в Rimworld. Например, на каннибализм.

На начальном этапе развития колонии игрок скорее всего столкнется с голодом. Урожай еще не созрел (или на улице зима), все кабаны истреблены, ваши ослабевшие колонисты с трудом отбивают атаку бандитов, и вдруг вы осознаете: на улице лежит несколько отличных свежих трупов. Если не делать ничего, подопечные сами начнут жрать врагов — прямо сырыми, даже не раздев их. Но можно разделать людей, пожарить, сделать запасы человеческого мяса, сшить из кожи новые штаны или обменять ее у торговцев на медикаменты. Решить, в общем, кучу проблем поселения. Бандиты приходят часто, и если расценивать их как бесплатный источник мяса и кожи, выживать на негостеприимной планете вдруг становится сильно проще. Конечно, у каннибализма есть минусы: колонисты сильно расстраиваются, попробовав человечину. Но со временем они все забывают, так что одну зиму так пережить можно, а дальше вернуться к картошке и свинине. А еще веселее — то, что игра сама иногда генерирует квесты, предполагающие каннибализм. Например, далекое поселение обещает обменять силовую броню на тысячу единиц человеческой кожи — кто устоит перед таким предложением?

50 оттенков Rimworld

Благодаря процедурной генерации карт и событий ни одно прохождение Rimworld не похоже на другое, и большинство игровых кризисов — отличные заготовки для художественных научно-фантастических рассказов. Например, однажды к моему поселению прибилась стая маленьких собачек. Я не успел и оглянуться, как твари сожрали все запасы еды, а потом одна за другой умерли от голода (потому что сами охотиться не умели). Мои колонисты дико расстроились (смерть питомцев, плюс самим жрать нечего), с горя подрались друг с другом, поранились и умерли от заражения. А однажды самой умной и сильной женщине, на которой держалось все поселение, в бою перебили позвоночник. Врач остановил кровотечение, вылечил заражение, героиня стала абсолютно здорова — только ходить и работать совершенно не могла (но ела так же, как и все). Что делать? Можно было, например, сделать ей эвтаназию, но я снарядил караван лучших бойцов, отбил несколько атак бандитов, и в одном далеком поселении обменял весь урожай кукурузы на бионический позвоночник (который сам производить еще не умел), а в другом далеком поселении выкупил раба с хорошими навыками врача (иначе некому было бы делать операцию). Вся история о спасении героини заняла часов десять, и к финалу я чувствовал себя так, словно сам придумал и сам прошел целую игру.

При этом не стоит перед партией в Rimworld слишком много читать о том, что можно, а что нельзя сделать — иногда именно незнание подробностей мотивирует совершать дикие и смешные поступки. Например, одному игроку достался дорогой и редкий предмет, оживляющий и полностью вылечивающий мертвого человека (если он умер только что или хотя бы хранился в холодильнике). Игрока в тот момент дико раздражал персонаж-наркоман, страдающий от ломки, и он решил убить его и сразу же оживить здоровым. В этом был смысл: от зависимости очень сложно избавиться, она проходит только со временем и очень мучительно. К сожалению, смерть наносит непоправимый ущерб мозгу, поэтому восставший из мертвых наркоман стал умственно отсталым. Да и о пристрастии ко всякой дряни тоже не забыл — оказалось, что с точки зрения игры это не болезнь. Вроде бы, история печальная — в таких случаях хочется просто загрузить старый сейв и пойти другим путем — но запоминается мгновенно.

50 оттенков Rimworld

В Rimworld, как вы уже поняли, симулируются не только навыки и характер персонажа, но и его тело — каждый орган по отдельности. Любая болезнь влияет на работоспособность: например, если у человека болит нога или ее вообще нет, он медленнее ходит. С органами можно производить манипуляции: от установки простых деревянных протезов до замены кисти руки на боевую клешню (примерно как у Росомахи). Делать это можно и с собственными колонистами, и с пленными врагами, что открывает бездны возможностей. Например, если бандит отчаянно пытается сбежать, можно просто отрезать ему обе ноги. А когда он согласится присоединиться к вашему поселению, пришить ему бионические ноги.

На самом деле, отрезать ноги пленным — плохой совет, экономически это очень невыгодно. Я упоминал в начале текста торговлю органами — все дело в том, что легкое, печень и сердце человека, как правило, стоят дороже, чем человек целиком. Хранить и перевозить органы тоже, в общем-то, проще, чем раба. Да и кормить их не надо. Поэтому брать пленных в расчете на то, чтобы разобрать их сразу же на органы, — вполне легитимная стратегия.

Конечное же, ваши поселенцы расстраиваются, когда за стенкой режут людей (даже бандитов), и уровень стресса может вызвать проблемы: драки, ругань, отказ от работы, даже уход из поселения. Поэтому лучше резать пленных сразу оптом (после пятого подряд извлечения органов стресс у поселенцев перестает накапливаться — дескать, хуже уже некуда) и заранее продумать, чем вы компенсируете негативные эмоции. Можно, например, вырастить хмель, сварить пиво и разрешить колонистам надираться в сосиску каждый вечер. Более технологичный способ: изобрести и построить 4К-телевизор и разместить перед ним несколько рядов самых красивых кожаных кресел (можно из человеческой кожи). Колонисты посмотрят хороший фильм и обо всем забудут.

50 оттенков Rimworld

К слову, кроме пива и аналога чая с табаком, в Rimworld можно выращивать или синтезировать еще более интересные предметы для снятия стресса, вот только эти истории — в духе сериала Breaking Bad — уже запрещены Роскомнадзором.

Не стоит при этом думать, что Тайнен Сильвестр — человек совершенно без тормозов. В его игре, например, животные могут размножаться (однажды мое поселение спасла беременная корова, забодавшая бандита с огнеметом!), а люди — нет. Дети в ровно тех же игровых ситуациях (каннибализм, отношения) вызывали бы слишком много вопросов. Тайнен также отказался добавлять в Rimworld полноценное рабство — с принудительным трудом на полях. Пленных можно продавать и покупать, но и только. Но что не хочет или пока не успел сделать автор, то сделали авторы модов. Причем рабовладельческая колония — это цветочки: можно, например, играть в версию Rimworld с магией крови и приносить людей в жертву.

Может показаться, что Rimworld — мрачная и жестокая игра, но в нее можно играть совершенно иначе: собрать тусовку веселых лесбиянок со склонностью к науке и искусству, отгородиться от внешнего мира рядами турелей и минами-ловушками, выращивать цветочки в клумбах, а экспортировать не человеческие органы, а статуи из мрамора и телевизоры. Прелесть таких симуляторов — в том, что они превращают геймера из потребителя в полноценного соавтора игры и дают возможность проверить правила на прочность в любую сторону.

Не забывайте подписываться на Игры Mail.Ru в Яндекс.Дзен.

Оцените статью