Коллекционирование — Анатомия собирательства

Коллекционирование - Анатомия собирательства

Автор статьи: Loft

CCE388ds8x.jpg

Здравствуйте. Эволюционное развитие подарило нам целую кучу нужных и не очень навыков и способностей. Сегодня мы поговорим об одном из не самых очевидных — коллекционировании. Первобытный человек не имел доступа к интернету и огромным магазинам, вместо этого он старался добыть себе пищу и как можно дольше ее сохранить. А с приходом оседлой жизни появилось и желание облагородить свое жилище. Так на стенах пещер появились шкуры, а в саму пещеру стали приносить все, что казалось полезным или любопытным.

wvz082voBt.jpg

Как и большинство эволюционных приобретений, коллекционирование ярко проявляется у детей. Дети учатся анализировать и классифицировать однотипные предметы в довольно раннем возрасте. Примерно тогда же появляются и первые попытки сохранить и приумножить. В более позднем возрасте ситуация меняется и описываемый навык перерастает в увлечение. Марки, вкладыши от жвачек, блестящие предметы. Первые зачатки серьезных коллекций будущего у многих людей появляются именно в детстве. И уже повзрослев, практически все коллекционеры так и остаются в душе детьми, собирающими свою первую коллекцию.

В этой статье мы поговорим с вами о разных видах и типах коллекционирования, о психологических и социальных аспектах этого увлечения и, разумеется, будем рассматривать вопрос через призму наших любимых компьютерных игр.

Сам я в полной мере подпадаю под многие определения, которые будут использованы в этой статье и собираю настольные игры, оружие, коллекционные издания компьютерных игр, книги и еще много всякого по мелочи. Фотографиями некоторых представителей своей коллекции я поделюсь с вами для большей наглядности.

eQf3ikwiLe.jpg

Итак, приступим. Вместе с постепенным становлением общества потребления в умах дельцов стало зарождаться и понимание, что на увлечениях человека можно делать деньги. Коллекционирование, являющееся довольно сильным внутренним стимулятором, вполне логично стало одним из излюбленных способов выкачивания денег из населения. Уникальной особенностью стала возможность придать предмету «виртуальную» ценность. Ведь в отличие от понятной и объяснимой ценности хлеба или молотка, выявить ценность той же марки — дело довольно непростое. С одной стороны, здесь больше подходит сравнение с предметами искусства, но с другой, коллекционируемый товар, как правило, не является чем-то уникальным и реальная себестоимость значительно ниже стоимости итоговой.

Компьютерные игры, изначально являющиеся коммерческим продуктом, просто не могли не стать предметом пристального изучения маркетологов. Особенно после того, как в их арсенале появились психологические исследования на тему мотивации и глубинных причин того или иного вида коллекционирования.

В наши дни геймерами стали все вокруг, а на заре игростроя играли в основном люди «тонкой душевной организации». Личности, весьма подверженные манипулятивным атакам маркетологов и радостно несущие деньги за, казалось бы, совершеннейшие безделушки. Сегодня обладание такого рода безделушками доведено в игровой индустрии до уровня отдельных направлений и даже целых пластов геймплея.

TjBmmxV5Hh.jpg

Это уже не просто магазины с атрибутикой любимой игры или фигурки, выпущенные в Китае эксклюзивной ограниченной партией в три миллиона штук.

Теперь это уже и ачивки в играх и даже магазинах, внутриигровые скины и прочие украшательства. Эволюция коллекционирования пошла значительно дальше изначальных ожиданий. От реальной игрушки и ее атрибутов — к игрушке виртуальной. Затем к виртуальным дополнениям, а теперь уже и к ситуативным элементам. Понятие объекта коллекционирования было значительно расширено, а соответственно, расширены и возможности зарабатывания на этом денег. Вы собираете не просто пластикового солдатика или цифрового солдатика на экране. Вы собираете коллекцию ситуаций, в которые попадает ваш виртуальный солдатик.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу и систематизации материала по коллекционированию в игровой индустрии, давайте пройдемся по основам коллекционирования как такового.

isQB7hEQ72.jpg

Согласно принятому определению, Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединенных общностью темы). При этом коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

Коллекция — систематизированное собирание чего-либо, объединенное по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером.

На практике коллекционирование может принимать самые разнообразные формы, в том числе и весьма причудливые.

Вот, некоторые из самых занимательных видов коллекционирования:

  •     Фромология — этикетки от сыра
  •     Тиросемиофилия — только круглые этикетки с фанерных коробочек от французского сыра типа «Камамбер»
  •     Виттафилия — бумажные кольца, надеваемые на сигары
  •     Оология — яйца
  •     Дологофилия — птичьи яйца
  •     Скрипофилия — утратившие ценность ценные бумаги
  •     Диджитабулизм – коллекционирование наперстков


Как вы понимаете, этот список можно продолжать очень долго. Если вам известны какие-то особенно причудливые формы – пишите в комментариях, обсудим.

Разумеется, в таком гигантском разнообразии не могли не возникнуть крайности. И если разного рода аскеты, приверженцы нестяжательства и прочих апариграх, как правило безобидны, то хордеры могут нести нешуточную угрозу окружающим.

Хординг, он же патологическое накопительство, он же силлогомания, он же синдром Плюшкина — вид навязчивого поведения, заключающийся в собирании и хранении неиспользуемых вещей. При этом такое накопительство ведет к невозможности использовать помещения по назначению.

W0Sl08b37i.jpg

Кроме того, в таких помещениях часто заводятся насекомые, грызуны и прочая живность, а от веса накопленного «добра» могут рушиться конструкции. Сами хордеры, впрочем как и подавляющее большинство обладателей расстройств, считают себя вполне здоровыми и ничего странного в своем поведении не видят.

Но на обрушившуюся на голову соседей крышу, неприятный запах и даже болезни, которые разносят животные, закрывать глаза уже не получится.

В популярной культуре этот феномен представлен довольно широко и кроме гоголевского Плюшкина им страдали такие известные персонажи, как Шелдон Купер из «Теории Большого Взрыва» и даже Губка Боб Квадратные Штаны.

Психологические причины возникновения такого расстройства лежат в той же плоскости, что и в случае обычного коллекционирования. Именно поэтому стоит почаще присматриваться к себе и к своему окружению. Возможно, ваше желание купить еще одну фигурку со стороны выглядит несколько иначе.

Таким образом, эволюционно обоснованное коллекционирование довольно часто выходит за рамки полезного навыка и превращается в навязчивую идею. В целом считается, что любой коллекционер в той или иной степени одержим идеей пополнения своей коллекции. При этом корни подобного поведения принято искать в чувстве потери или других психологических травмах. Такие люди, испытывающие постоянное недоверие в межличностных отношениях, через коллекционирование достигают чувства контроля и обладания, приводящие к относительному душевному равновесию. Крайние формы этих механизмов, наряду с недостатком материального внимания в детстве, алкоголизмом и даже травмами и органическими повреждениями и заболеваниями мозга как раз и могут привести к синдрому патологического накопительства.

Но хватит о грустном. Давайте немного разбавим нашу статью интересными фактами и прежде чем вернуться к играм, рассмотрим несколько удивительных коллекций, которые собрали люди по всему миру.

yfxAnEmb9L.jpg

Зеро Фрейтас, бизнесмен из Бразилии, провел всю свою жизнь, собирая коллекцию виниловых пластинок. В течение многих лет он путешествует по всему миру и скупает записи. Кроме того, на него работает целая команда «скаутов», которые заключают сделки от его имени. Его впечатляющая коллекция насчитывает более 13 миллионов пластинок.

UWb4QrtNDH.jpg

Джинн Джадд из Сионсвилля, штат Индиана коллекционирует пивные банки. Его коллекция настолько обширная, что для нее Джинн построил специальную «пещеру». В его коллекции находятся даже настолько редкие экземпляры, что о них не помнят даже производители. Впечатляет и ценовой диапазон. Цена представленных в его коллекции банок колеблется от пяти центов до пятидесяти тысяч долларов.

DaTj0WZ1f9.jpg

Лиза Кортни более двадцати лет собирает коллекцию покемонов и благодаря своему увлечению даже попала в книгу рекордов Гиннеса. Ее коллекция насчитывает более шестнадцати тысяч экземпляров. Уж она-то точно знает ответ на вопрос: «Это что за покемон?»

И это только некоторые из самых известных и активно обсуждаемых коллекционеров. А есть еще коллекции грузовиков, рождественских песен, мыла и даже использованных презервативов.

Но вернемся все же к играм. Для начала попробуем выделить наиболее часто встречающиеся виды и типы коллекционирования в игровой и околоигровой индустрии:

  •     Коллекционирование компьютерных игр. Это могут быть как коллекционные издания, так и просто игры, записанные на носителях или сохраненные в цифровых магазинах.
  •     Игровая атрибутика. Фигурки, одежда, стилизованная под игры или с изображениями, связанными с играми, чашки, плакаты, карты и многое-многое другое. Как правило, обилие подобного рода продукции можно найти на любой игровой выставке.
  •     Внутриигровые (и не только) достижения и всякого рода ачивки. Хитрый манипулятивный элемент, внедренный разработчиками игр. С одной стороны, играет на тяге к коллекционированию, с другой стороны, собирает и предоставляет информацию о направлении игровой активности разных целевых групп.
  •     Редкие внутриигровые предметы, имеющие практическую ценность в игре. В эту категорию входят разнообразные предметы экипировки, артефакты, легендарное оружие и доспехи. Все то, что с трудом выбивается из боссов и является предметом гордости немногочисленных обладателей.
  •     Внутриигровые предметы, не имеющие практической ценности в игре. Это всякого рода внутриигровые украшательства и сувениры. Например, разнообразные скины на оружие и одежду, плюшевые зверушки, трофеи с поверженных врагов, светлячки в банке и многое другое.

pMh8Huk1KC.jpg

Пожалуй, это все разновидности, которые я могу вспомнить. Если я что-то упустил, напомните мне пожалуйста в комментариях, а пока давайте вспомним несколько самых ярких представителей.

Скины в CS, PUBG и многих других играх стали своеобразной экономической составляющей и генерируют весьма внушительный оборот денежных средств.

Шляпы из Team Fortress 2 и трофеи монстров в Ведьмаке. Огромное количество как полезных, так и не очень предметов в играх от Bethesda. Трофеи в играх про охоту, всяческие разведданные, аудиозаписи, книги и многое-многое другое. Огромное количество игр, в которых весь эндгейм, а иногда и весь геймплей, состоит из сплошного собирательства.

Все это собирается, хранится и коллекционируется огромным количеством игроков. Дополнительная мотивация для игроков и отличный способ монетизации для разработчиков. Такие вот дела.

Также отдельно хотелось бы остановиться и на коллекционных изданиях. Почти ни один из крупных проектов не обходится сегодня без коллекционного издания.

Весьма интересным представителем является выходящая на днях игра Метро: Исход, где кроме нескольких версий игры, включающих коллекционку с фигуркой, выпустили и эксклюзивное издание — ARTYOM EDITION.

Оцените статью