USB звуковая карточка SW-HF07 V3.1 на чипе CM108.
Я вовсе не аудиофил, однако, слуха не лишен и никогда ранее не слушал внешние ЦАП. А потому, приобретение этого модуля стало для меня поводом присоединиться к людям, которые с тем или иным успехом забавляются с тестами RightMark Audio Analyzer.
Эта диагностическая программа существует, как я понял, давно, а вот доскональной инструкции, я не нашел.
Пришлось переворачивать куцые руководства, которые, мне ничего не прояснили, а наоборот, — показали фигу. В надежде
я стал искать на ютьюб. Там вроде, сидели те, кто вроде бы и пользуется RMMA, но к несчастью, заценить их умения у меня не вышло, — изложить свои мысли стройным рядом, авторы постеснялись.
В общем, выругавшись, испив крепкого чаю (что был заварен в термосе) и отказавшись съесть еще этих мягких французких булок, я решил напрячь морщины головного мозга.
И вот то, что из этого вышло.
В Windows эта карта опозналась без проблем, и система установила стандартные драйвера. Но, мне это ничего не сказало по поводу того, — «а что сам производитель думает об этом творении?».
Я быстренько полез на сайт CMedia, и нашел драйвер для этой карточки, правда только для Windows 8, тогда как у меня, Windows 7.
На удачу, я вручную обновил драйвер, вынудив мастер обновления самостоятельно искать новые драйвера в распакованной папке, и, вуаля — мастер нашел и установил подходящий.
После установки фирменного драйвера, в категории «Воспроизведение» появилась строчка «Цифровой выход» которой раньше не было, но в общем, это не столь важно, — этот выход на карточке не распаян. А вот как подтверждение того, что это именно тот чип, который и заявлен — не радовать не может. =)
На обратной стороне модуля обнаруживается логотип производителя, а толщина модуля почти 4 мм.
Лицевая сторона:
Пришлось повозиться с фильтрами, чтобы показать гравировку на самом чипе:
А вот тут виден производственный дефект, надпись модуля SW-HF07 V3.1 и заинтересовавшие меня большие конденсаторы по 22мкф каждый. Хотя, на странице 27 справочной документации, которая станет доступной после нажатия на ссылку, емкости указаны и несколько другие.
В общем, всё это прелюдия, главное, я хотел развлечься с RMAA.
Как я прочел там и сям, при тестировании ноутбучных звуковых карт, первое что делают, это замыкают ее саму на себя — закольцовывают через переходник выход с гнезда наушников на микрофонный вход.
На моем AsusX200 микрофонного входа нет, но есть на AsusK52.
Режим RightMark Audio Analyzer, после некоторых раздумий я выбрал такой:
Сохранять аудио файл после тестирования, — мне стало интересным, заглянуть в файл из звукового редактора;
Режим МОНО я убрал.
Вначале я закольцевал и снял показания с Realtek ноутбука, а за тем, с CM180. Главные недостатки подобного метода, это
— непонятно в итоге, что влияет на результат — вход или выход;
— второй, касается самого ноутбучного аудио — микрофонный вход и выход на наушники — это не линейный вход и выход. Кроме того что они не согласованы, есть еще одна особенность — выход на наушники реализован путем отъема части сигнала, подаваемого на динамики ноутбука через резистивные делители, а это, еще дальше отодвигает его от понятия «линейный».
Я решил пойти дальше, и провел подобные действия перекрестно. Вначале, с выхода Realtek я подал тест на вход CM180.
Так как, Realtek loop дал хорошие показатели по шуму, я надеялся, хотя-бы приблизительно оценить микрофонный вход CM180.
А потом наоборот — сигнал с выхода CM180 подал на микрофонный вход Realtek — таким образом, мне думалось, я смогу хоть приблизительно увидеть чистоту выхода CM180 так как, меньший уровень шума Realtek мог это позволить.
Все четыре полученных в итоге wav файла я загрузил один за другим:
В заголовке каждого столбца красной рамкой, обозначены входные уровни перед записью wav файлов, — пришлось кропотливо играться ползунками и вот какие я выводы сделал:
— строка «взаимное проникновение каналов» — ясно показала, что микрофонный вход CM180 однокальный. все верно на странице 27 сопроводительной документации это наглядно показано, — здесь это столбцы два и три.
Значение из столбца четыре, приближается к значению столбца один, но скорее всего, оба этих значений не соответствуют реальному положению вещей. Ведь, в значение (-36.6db) закольцовки Realtek из первого столбца, вносит свои поправки его же микрофонный вход и очень вероятно, что именно это и определяет занижение из столбца четвертого;
— строка «уровень шума», третий столбец, дал мне понять, что общий уровень шумов CM180 из столбца два ограничен скорее микрофонным входом самой CM180. В столбце четыре этот мой вывод прослеживается — выход CM180 был развернут в микрофонный вход Realtek и приблизился к значению из столбца один.
В общем, я всего этого мог не делать, так как, входы и выходы нужно согласовывать по входному сопротивлению, иначе, действительно можно угадать погоду на Луне.
Но, все таки — RightMark Audio Analyzer даже в таком варварском употреблении работает, так как показал уровень шума очень близко к тому, что опубликовано на странице 23 справочной документации, кусочек:
против
А кроме того валандаясь с замерами, чтобы примерно представлять — какую фигу я наблюдаю на самом деле, — мне пришлось поднапрячь извилину =)
Как только я заметил, что посылка начала трекаться на последней миле и стало ясно, что завтра-послезавтра я заберу посылочку из почтового отделения, я стал искать несжатый альбом «Something To Remember» Мадонны. Его я считаю одним
из лучших и как он звучит я прекрасно знаю. Его я слушал еще на кассете через самодельный предварительный К157УД3, как помню, и сендастовую, польскую магнитную головку.
Помню, как собрав расширитель стереобазы на том же К157УД3 я вновь и вновь вслушивался в нюансы звуковой картины, что неотразимо разворачивал передо мной звукорежиссер.
К моему изумлению, этот альбом выходил и на виниле, и мне случайно удалось найти его оцифрованный loseless.Радости не было предела.
Но еще раз вернусь к ноутбучному звуку. Производитель, пытаясь приукрасить звучание встроенной акустики, вносит предыскажения в сигнал на уровне схемотехники и этот же сигнал, через резистивные делители с выхода скорректированного усилителя мощности подается на выход наушников.
Т.е. никакой речи о линейности не идет и идти не может. В этом смысле, не могут не забавлять отзывы покупателей которые пишут в отзывах о ЦАПах: «посылку получил, звук так себе — с низкими частотами беда». Конечно низких частот не много, если принять во внимание то, что до этого они слушали.
А я, проводными наушниками, как я писал ранее, вместе с ноутбуком не пользуюсь — раздражает бубнеж что льется мне в центр головы.
Играться с улучшалками мне в лом — они все у меня отключены, и мне проще, не надевать наушники вовсе.
Планшет Asus ME173 иногда с наушниками использую, так как в нем просто скорректировать AЧХ.
Но чаще, наушников не требуется вовсе, так как, именно этот планшет весьма голосистый и для радио в фоне, уровень звука меня вполне устраивает. Но ладно.
Описывать восприятие звука цифрами, это тоже самое, что описывать картину количеством краски ушедшей на ее создание.
One More Chance.
— по осеннему, как октябрьское небо, ясная и прозрачная ритм-гитара, впечатляющая меня фраза начинается на 02.50;
Something To Remember.
— внятная и бархатная ритм-секция, и как озарение, как некая истина, пронзающее вступление струнных смычковых;
I’ll Remember.
— тонкое и ритмичное плетение полотна, заставляет вновь и вновь переслушивать этот трек, очень четко слышны вдохи певицы, а с 03:18 задумка режиссера разворачивается как некий бутон.
PS.
косяк с конденсатором, я конечно исправил, в этой же посылке, пришло и кое что еще.
возможно, напишу и об том.
=)