Реанимация, замеры, «допиллинг» той самой, опередившей время на десятилетия, комплектной акустической системы магнитофона «КОМЕТА 225 СТЕРЕО»
Достаточно короткий рассказ, охвативший период, длиною в жизнь.
(запас попкорна — обязателен!!))
Предыстория
Всё началось в те далёкие, беззаботные годы, когда ещё не мутировал до столь вирулентного вирус «аудиофилии»)))
Тогда, лет… надцать тому назад, отец притащил откуда-то из своих закромов, практически не использованную до этого и достаточно диковинную на мой взгляд акустику (да ещё и в довольно неплохом состоянии), лишь с немного выцветшими от времени и света диффузорами.
К сожалению тогда, по молодости, я не придал большого значения, значимости аутентичного состояния данных агрегатов и недолго послушав их «как есть», «замодил» до состояния, в котором я и нашёл их «сегодня» в гараже:
Слушать их тогда, было ну просто очень приятно, с советскими усилителями на тембрах и еквалайзерах они звучали изумительно и где-то именно в тот момент я и подхватил коварный для меломана вирус, откровенно подсел на аудиофилию. Тогда, будучи носителем, как тот пацан мечтал и вынашивал планы по покупке «настоящей» акустики, вроде этой:но времена были не те, загромождать каждую комнату аппаратурой возможности небыло, нужен был компромисс между домашним кино и стерео филией. Купил я что-то похожее на «настоящую» акустику и меня попустило. То была пара напольников начального уровня — JBL E-60, которая после незначительной доработки, позволяет мне и по сей день обходиться полностью без сабвуфера.
Возвращаясь к Комете, по памяти, существенного из того, что было сделано тогда в ней, была лишь смена конусных высокочастотников на купольные от радиотехники (88й год), проклейка корпуса в местах, не проклеенных заводом эпоксидной смолой и поклейка какого-то тонюсенького звукопоглотителя на внутренние стенки корпуса…
Реставрация
Открывая акустику сегодня, я увидел ожидаемую, вот такую картину:
Да, действительно, всё так, как я оставил)), не пощадило время ни моль туда залетевшую, ни корпуса высокочастотников, которые рассохлись и потрескались практически пополам:Ну и бог с ними, подумал я (загерметизирую позже) и решил лезть далее.
Снял передние решетки, чтобы проверить подвесы и вообще, как там всё через года
неожиданно, всё более чем, лишь немного пропылился подвес, а в остальном даже поролон не сгнил, видимо из-за того, что в темноте и без агрессивных от «момента» испарений. Откручиваю басовик (оценить состояние центрирующей шайбы и токоподводящих поводков), а он, мама родная! магнит еле-еле проходит через отверстие в передней панели, практически размером с посадочное место — вот это реально моща!!! Подключил к усилителю и с помощью генератора синусами, а частности 30Гц — пошевелил подвес, параллельно выслушивая посторонние шумы на разных мощностях. Посмотрите, что он вытворяет:
Прослушивание
Собрал и снова на прослушивание, обновить впечатление с современным усилителем в классе Д, о котором, кстати, уже упоминал чуть ранее (вот тут), вдохновился их вполне приличным и даже спустя 32 года очень комфортным, явно «уделывающим» по взрослости звука всё, что для компьютера из китайского, похожего формфактора продается в супермаркетах.
Слушал я с «Д» классом не долго, а в последствии нашел в кладовке другой, временный усилитель и уже с ним слушал всякое разное — достаточно качественно звучат, хоть микрофон смартфона этого не передаёт:
Где-то за месяц другой в таком режиме, сложилось стойкое ощущение, что правый канал как будто немного по другому работает, неуловимое что-то, буд-то бы тише.
По началу списывал на разбаланс в каналах усилителя, ну или на то, что моя «новоиспеченная студия», далеко не симметричная и помещение не подготовленное, влияния как комнаты, как и косяки производства или моей сборки также возможны — гложило меня это… решил «докопаться» до сути.
И снова раскручивать
Оказалось, что писчалки хоть и имеют идентичную маркировку, но красные точки, которыми помечали плюсовой вывод, оказывается нанесены на разных контактах:
Вот оно, подумал я, хоть и помню, подключал ещё тогда, меломаном именно по точкам, согласовывая с плюсом фильтра.
А тем временем, негодяй «сталкер» опубликовал своё новое видео по реставрации с замерами радиотехники S30 (кстати советую посмотреть но позже), змеем искусителем соблазняя меня, заняться чем-то подобным, нехорошим, со своей «КОМЕТОЙ»)))… и таки «соблазнил»
«Моддинг»
Нашёл из старых запасов огромный кусок синтепона, оставшийся после доводки до ума своих старых, основных теперь JBL E-60:
подобрал нужного размера и перед тем как это все собирать, проложил небольшие куски по периметру, что сразу дало результат, убрав резонансы внутри корпуса на верхнем басу и середине — при попытке кратко «У»-кнуть в открытый ящик — с синтепоном эха оттуда уже нет:а при закручивании задней стенки, те шурупы которые чуть прослабили в резьбе, проложил куском берёзовой зубочистки по длине этой самой резьбы, чтобы затянуло не как обычно, по дешману новомодному
Замеры
Скачал REW и начал разбираться, что да как, настраивать E-MU0202 и микрофон, входы выходы и т.д.
В конечном итоге, что-то у меня получилось (привел для пущей наглядности по два прохода для каждого из каналов):меня очень смутил как провал на средне высоких, так и незначительная неравномерность АЧХ на мидбасу — видимо где-то таки закралась ошибка и мне не показалось, что звук немного разный.
Полез паять канал с провалом на верхах, тем временем ничего не меняя в настройках ни звуковой карты, ни на усилителе ни микрофоне.
Провел измерение снова, не особо веря, что что-то сильно изменится и снова вывел левый и правый вместе:опа! кривые практически слились в одну кривую в визуальном экстазе, оказывается, всё таки попутаны заводом провода на писчалке и теперь флуктуации на верхах повторяются обоими каналами одинаково.
Всё бы хорошо, но почему басовики так разнятся? (при том, что маркированы они идентично и собраны вероятно в один день)… оставался у меня без ответа этот вопрос и прояснить это, можно было лишь поменяв колонки местами и провести измерение правой колонки на месте левой и левой на месте правой, тем самым включая влияние акустики помещения как на одну так и на другую колонку.
Занялся замерами, тасканием колонок и вот, что у меня в итоге получилось.
Обе колонки из точки с лева от экрана монитора:а вот что из точки справа от экрана:
Вот теперь мне стало всё более или менее ясно.
По сути, каналы у акустики практически идентично отыгрывают диапазон в части АЧХ, а вот место расположения колонки слева (в дали от сторонних предметов, практически в центре комнаты) или справа на столе (впритык к открытому корпусу системного блока компьютера, который возле стены с ковром), оказывает довольно сильное влияние на суммарную кривую звукового давления, доходящую до в моих ушей)не вдаваясь в подробности акустики свободного поля (и без того уже видимо утомил и сам бы такое вряд-ли прочёл без надобности), понял — влияние ковра справа феноменально)), обрезаются все переотражения, которые присутствуют у колонки находящейся рядом.
Переосмысление
Возвращаясь сейчас в далекое прошлое, принимая во внимание проделанную работу с изменениями, нашёл замеры той, столь вожделенной когда-то «настоящей» акустики и ужаснулся увиденному:
победитель в номинации «цена сегодня/качество звука» очевиден, хоть и весел поверженный, понимающий силу абстинентного синдрома «аудионаркомана»)))
Резюмирую — не недооценивайте свою хоть и старую, но зачастую вполне ещё способную на кое-что советскую аппаратуру, а также влияние акустики помещения на восприятие вами высококачественной или не очень (как в моём случае) акустики — оно есть и очень существенное, возможно даже больше, чем будет влияние АС уровнем выше.
Не забываем о том, что вся аудиоаппаратура, по сути, производится для прослушивания только лишь ушами (во время слепого теста — обязательно), зрительные рецепторы в свою очередь, воздействуют на сознание в ~7 раз сильнее слуховых, а также о том, что до 90% информации человек получает именно с помощью зрения, не оставляя ушам (при открытых глазах) ни малейшего шанса, чем и пользуются агрессивно и в полном объёме маркетологи из аудио индустрии.
На этом всё, считаю проделанную работу завершённой, а ответы на поставленные вопросы — исчерпывающими.
Слушайте хорошую музыку, ведь это так круто просто хорошо слышать любимую музыку и лишь изредка, вовлечённо рассматривать красивую и дорогую аппаратуру глазами (не слыша при этом разницы ушами).
С праздниками весны и Первомая Вас, меломанов из всех стран!
Пойду окунусь в разную-новую — любимую музыку.