Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Реанимация, замеры, «допиллинг» той самой, опередившей время на десятилетия, комплектной акустической системы магнитофона «КОМЕТА 225 СТЕРЕО»

Достаточно короткий рассказ, охвативший период, длиною в жизнь.

(запас попкорна — обязателен!!))

Предыстория

Всё началось в те далёкие, беззаботные годы, когда ещё не мутировал до столь вирулентного вирус «аудиофилии»)))

Тогда, лет… надцать тому назад, отец притащил откуда-то из своих закромов, практически не использованную до этого и достаточно диковинную на мой взгляд акустику (да ещё и в довольно неплохом состоянии), лишь с немного выцветшими от времени и света диффузорами.

К сожалению тогда, по молодости, я не придал большого значения, значимости аутентичного состояния данных агрегатов и недолго послушав их «как есть», «замодил» до состояния, в котором я и нашёл их «сегодня» в гараже:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Слушать их тогда, было ну просто очень приятно, с советскими усилителями на тембрах и еквалайзерах они звучали изумительно и где-то именно в тот момент я и подхватил коварный для меломана вирус, откровенно подсел на аудиофилию. Тогда, будучи носителем, как тот пацан мечтал и вынашивал планы по покупке «настоящей» акустики, вроде этой:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.но времена были не те, загромождать каждую комнату аппаратурой возможности небыло, нужен был компромисс между домашним кино и стерео филией. Купил я что-то похожее на «настоящую» акустику и меня попустило. То была пара напольников начального уровня — JBL E-60, которая после незначительной доработки, позволяет мне и по сей день обходиться полностью без сабвуфера.

Возвращаясь к Комете, по памяти, существенного из того, что было сделано тогда в ней, была лишь смена конусных высокочастотников на купольные от радиотехники (88й год), проклейка корпуса в местах, не проклеенных заводом эпоксидной смолой и поклейка какого-то тонюсенького звукопоглотителя на внутренние стенки корпуса…

Реставрация

Открывая акустику сегодня, я увидел ожидаемую, вот такую картину:

Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Дополнительные фотографии внутренностей
Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Да, действительно, всё так, как я оставил)), не пощадило время ни моль туда залетевшую, ни корпуса высокочастотников, которые рассохлись и потрескались практически пополам:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Ну и бог с ними, подумал я (загерметизирую позже) и решил лезть далее.

Снял передние решетки, чтобы проверить подвесы и вообще, как там всё через года

все ли там целое? — надежно ли?
Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

неожиданно, всё более чем, лишь немного пропылился подвес, а в остальном даже поролон не сгнил, видимо из-за того, что в темноте и без агрессивных от «момента» испарений. Откручиваю басовик (оценить состояние центрирующей шайбы и токоподводящих поводков), а он, мама родная! магнит еле-еле проходит через отверстие в передней панели, практически размером с посадочное место — вот это реально моща!!! Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Подключил к усилителю и с помощью генератора синусами, а частности 30Гц — пошевелил подвес, параллельно выслушивая посторонние шумы на разных мощностях. Посмотрите, что он вытворяет:

Прослушивание

Собрал и снова на прослушивание, обновить впечатление с современным усилителем в классе Д, о котором, кстати, уже упоминал чуть ранее (вот тут), вдохновился их вполне приличным и даже спустя 32 года очень комфортным, явно «уделывающим» по взрослости звука всё, что для компьютера из китайского, похожего формфактора продается в супермаркетах.

Слушал я с «Д» классом не долго, а в последствии нашел в кладовке другой, временный усилитель и уже с ним слушал всякое разное — достаточно качественно звучат, хоть микрофон смартфона этого не передаёт:

Где-то за месяц другой в таком режиме, сложилось стойкое ощущение, что правый канал как будто немного по другому работает, неуловимое что-то, буд-то бы тише.

По началу списывал на разбаланс в каналах усилителя, ну или на то, что моя «новоиспеченная студия», далеко не симметричная и помещение не подготовленное, влияния как комнаты, как и косяки производства или моей сборки также возможны — гложило меня это… решил «докопаться» до сути.

И снова раскручивать

Оказалось, что писчалки хоть и имеют идентичную маркировку, но красные точки, которыми помечали плюсовой вывод, оказывается нанесены на разных контактах:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Вот оно, подумал я, хоть и помню, подключал ещё тогда, меломаном именно по точкам, согласовывая с плюсом фильтра.

А тем временем, негодяй «сталкер» опубликовал своё новое видео по реставрации с замерами радиотехники S30 (кстати советую посмотреть но позже), змеем искусителем соблазняя меня, заняться чем-то подобным, нехорошим, со своей «КОМЕТОЙ»)))… и таки «соблазнил»

«Моддинг»

Нашёл из старых запасов огромный кусок синтепона, оставшийся после доводки до ума своих старых, основных теперь JBL E-60:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

подобрал нужного размера и перед тем как это все собирать, проложил небольшие куски по периметру, что сразу дало результат, убрав резонансы внутри корпуса на верхнем басу и середине — при попытке кратко «У»-кнуть в открытый ящик — с синтепоном эха оттуда уже нет:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.а при закручивании задней стенки, те шурупы которые чуть прослабили в резьбе, проложил куском берёзовой зубочистки по длине этой самой резьбы, чтобы затянуло не как обычно, по дешману новомодному

а по советскому — по надёжному)
Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Замеры

Скачал REW и начал разбираться, что да как, настраивать E-MU0202 и микрофон, входы выходы и т.д.

В конечном итоге, что-то у меня получилось (привел для пущей наглядности по два прохода для каждого из каналов):Акустическая "КОМЕТА" из будущего.меня очень смутил как провал на средне высоких, так и незначительная неравномерность АЧХ на мидбасу — видимо где-то таки закралась ошибка и мне не показалось, что звук немного разный.

Полез паять канал с провалом на верхах, тем временем ничего не меняя в настройках ни звуковой карты, ни на усилителе ни микрофоне.

Провел измерение снова, не особо веря, что что-то сильно изменится и снова вывел левый и правый вместе:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.опа! кривые практически слились в одну кривую в визуальном экстазе, оказывается, всё таки попутаны заводом провода на писчалке и теперь флуктуации на верхах повторяются обоими каналами одинаково.

Всё бы хорошо, но почему басовики так разнятся? (при том, что маркированы они идентично и собраны вероятно в один день)… оставался у меня без ответа этот вопрос и прояснить это, можно было лишь поменяв колонки местами и провести измерение правой колонки на месте левой и левой на месте правой, тем самым включая влияние акустики помещения как на одну так и на другую колонку.

Занялся замерами, тасканием колонок и вот, что у меня в итоге получилось.

Обе колонки из точки с лева от экрана монитора:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.а вот что из точки справа от экрана:Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Вот теперь мне стало всё более или менее ясно.

По сути, каналы у акустики практически идентично отыгрывают диапазон в части АЧХ, а вот место расположения колонки слева (в дали от сторонних предметов, практически в центре комнаты) или справа на столе (впритык к открытому корпусу системного блока компьютера, который возле стены с ковром), оказывает довольно сильное влияние на суммарную кривую звукового давления, доходящую до в моих ушей)Акустическая "КОМЕТА" из будущего.не вдаваясь в подробности акустики свободного поля (и без того уже видимо утомил и сам бы такое вряд-ли прочёл без надобности), понял — влияние ковра справа феноменально)), обрезаются все переотражения, которые присутствуют у колонки находящейся рядом.

А для гуру-манов водопады обеих из одной точки, для сопоставления
Акустическая "КОМЕТА" из будущего.Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Переосмысление

Возвращаясь сейчас в далекое прошлое, принимая во внимание проделанную работу с изменениями, нашёл замеры той, столь вожделенной когда-то «настоящей» акустики и ужаснулся увиденному:

это какой-то позор, ей богу!
Акустическая "КОМЕТА" из будущего.адекватность промеров, косвенно подтверждил вторым графиком из сети… а может ей там тоже фазу покрутило?))Акустическая "КОМЕТА" из будущего.экономили даже на пластиковой обойме катушки индуктивности фильтра)) просто прихомутали и на термоклейАкустическая "КОМЕТА" из будущего.

победитель в номинации «цена сегодня/качество звука» очевиден, хоть и весел поверженный, понимающий силу абстинентного синдрома «аудионаркомана»)))

осторожно, сцена 18+
Акустическая "КОМЕТА" из будущего.

Резюмирую — не недооценивайте свою хоть и старую, но зачастую вполне ещё способную на кое-что советскую аппаратуру, а также влияние акустики помещения на восприятие вами высококачественной или не очень (как в моём случае) акустики — оно есть и очень существенное, возможно даже больше, чем будет влияние АС уровнем выше.

Не забываем о том, что вся аудиоаппаратура, по сути, производится для прослушивания только лишь ушами (во время слепого теста — обязательно), зрительные рецепторы в свою очередь, воздействуют на сознание в ~7 раз сильнее слуховых, а также о том, что до 90% информации человек получает именно с помощью зрения, не оставляя ушам (при открытых глазах) ни малейшего шанса, чем и пользуются агрессивно и в полном объёме маркетологи из аудио индустрии.

На этом всё, считаю проделанную работу завершённой, а ответы на поставленные вопросы — исчерпывающими.

Слушайте хорошую музыку, ведь это так круто просто хорошо слышать любимую музыку и лишь изредка, вовлечённо рассматривать красивую и дорогую аппаратуру глазами (не слыша при этом разницы ушами).

С праздниками весны и Первомая Вас, меломанов из всех стран!

Пойду окунусь в разную-новую — любимую музыку.

…да! вот теперь она вовлекает…желания сменить акустику на что-то другое, пока — нет!)))
Акустическая "КОМЕТА" из будущего.
Оцените статью