Рассказывая о механизме Луч 1800, я упоминал механизм Пензенского Часового Завода «Заря 1601» в связи с их похожестью и обещал рассказать о нем. И вот в «закромах Родины», то бишь, в коробочке с запасными частями отыскался такой механизм. Разумеется, он не на ходу и его внешний вид оставляет желать лучшего, но все детали на месте и не повреждены. А раз так, возникает острое желание привести калибр в порядок. По крайней мере поставить его на ход, а заодно разглядеть его внутренний мир и сопоставить его с таковым похожих механизмов производства коллег по часовому цеху. Как говорят, зачем добру пропадать. Ну и физзарядка для пальцев никогда не помешает. Прошу, Коллеги — Заря 1601 производства ПЧЗ.
Увы, для кого-то корпус оказался ценнее механизма и его сняли для своих дел. Мы будем знакомиться с механизмом. К сожалению, внешнее состояние не позволит полноценно восстановить часы. Да и не надо. А рабочий механизм вполне может пригодиться. Потому не обращая внимания на внешний вид, углубляемся в механическую часть. Сделаем так. Простые операции я подробно описывать не буду, но остановлюсь подробнее на специфических и на том, о чем ранее ране рассказывал.
Стрелки у нас на месте. Циферблат тоже, правда, состояние у него аховое.
Нижняя часть корпуса покрыта кавернами.
Просто вынимаем механизм из корпуса.
И вот он перед нами.
Накрываем циферблат плёнкой, чтобы не поцарапать… хотя, в таком состоянии можно на такое закрыть глаза. Но при подобном способе стрелки растерять гораздо труднее, чем при других способах.
И снимаем стрелки.
Вот они. Длина часовой стрелки четыре миллиметра, минутной — пять с половиной.
Теперь циферблат. Отпускаем один винт.
Отпускаем второй винт.
Снимаем циферблат.
Кажется, я ни разу не показывал обратную сторону циферблата. Вот так она выглядит. А стрелки показывают на ножки циферблата, которыми он закрепляется на платине. Циферблат металлический и посеребренный.
Медленная сторона механизма перед нами. Обратите внимание на сложность моста ремонтуара. Он даже тремя винтами закреплён. Тут есть особенности, но о них подробно при сборке.
Убираем часовое колесо с пружинной шайбой, снимаем минутный триб — вот он, по стрелке.
Все в курсе, что детали часового механизма маленькие. А насколько маленькие? Вот давайте я положу рядом с ними спичку, чтобы было с чем сравнивать размеры деталей. Спичка выглядит рядом с ними бревном.
Возвращаемся на сторону баланса и продолжаем разборку. Кстати, сам калибр выглядит не в пример антуражу хорошо. Даже отлично.
Снимаем баланс. Он здесь винтовой. То есть, балансировка колеса баланса выполнена с помощью винтов, расположенных по окружности колеса баланса. Противоударной защиты нет. Колонка спирали неподвижная. Штифты градусника с замком.
Снимаем мост анкерной вилки.
Вот он рядом с «эталонным предметом», спичкой.
Снимаем анкерную вилку.
Размер зёрнышка гречневой крупы знаком очень многим. Так вот сравните. Эти две огромные горы и есть гречневые зёрнышки. Да, такие вот размеры деталей шестнадцати миллиметрового часового калибра.
Да и на самом калибре гречневое зёрнышко выглядит весьма внушительно. Сейчас я быстренько разберу балансовую сторону, интересных особенностей в ней нет, так что подробности при сборке, чтобы сейчас не занимать внимание читателя повторениями.
А на ремонтуаре остановимся чуть подробнее. Вывинчиваем три винта крепления моста ремонтуара. Их если с чем и сравнивать, так это с маковыми зернышками.
Открываем механизм ремонтуара. Видите, здесь рычаги оригинальной конструкции. Но самое главное то, что — а вы наверняка уже обратили внимание — в этом механизме нет привычной кнопки разъединителя рычага переводного вала. Почему — чуть позже при сборке.
Итак, аккуратно раскладываем детали на листе бумаги согласно их принадлежности к узлам.
Ну и барабан откроем, посмотрим на состояние и тип пружины.
Состояние пружины хорошее, тип — обыкновенная спиральная пружина, не S-образная. Ну, так, значит, так.
Раз уж заговорили о размерах деталей, давайте глянем на то, как выглядят детали поводковой муфты рядом с гречневым зёрнышком. Да, из них точно каши не сваришь…
Промываем детали в бензине, отчищаем платину от грязи, приступаем к сборке. Платина перед нами. Обратите внимание на стрелку. Видите, здесь не туннель для заводного вала, а паз. То есть, верхней стенки нет, ее роль выполняет мост ремонтуара. Что это дает? А то, что технология сборки механизма может быть изменена. Теперь можно поводковую муфту собрать непосредственно на заводном валу и установить вместе с валом на платину.
Вот и делаем это. Надеваем на вал заводное колесо муфты («полубочонок», зелёная стрелка). Затем подвижную часть муфты («бочонок», красная стрелка).
И в таком виде переносим детали в гнездо платины. Здесь видно, как храповая часть соединена между собой.
Теперь собираем колесно-рычажную систему — устанавливаем переводные рычаги, R-образную пружину, переводное и вексельное колёса. Затем закрываем механизм мостом и завинчиваем три винта крепления.
Вот такие винтики. Да, надо бы было положить для сравнения маковое зерно.
Готово.
Со стороны баланса очень хорошо просматривается устройство поводковой муфты. Хвостовик переводного вала (стрелка) входит в отверстие на приливе платины и таким образом удерживается. На валу поводковая муфта. Сейчас муфта в режиме завода пружины. Видно, как соединена храповая часть. Если будем вращать вал в сторону завода пружины, бочонок будет вращать заводное колесо. Если в обратную, храповая часть просто будет разъединяться, издавая характерное пощёлкивание.
REM: Тут мне подумалось. Вот рассказываю я о монтаже и демонтаже узлов, а о том, как они работают и назначение деталей в них упускаю, словно все это знают и представляют себе, как оно происходит. Нет, в ближайшее время на каком-нибудь примере расскажу о принципе работы основных часовых узлов.
Теперь — колёса ангренажа. Устанавливаем все четыре колеса. Они работают под одним мостом. Кстати, заметьте — шестнадцать камней.Это значит, что центральное минутное колесо установлено на одном камне — подпятнике. Но в платине ось его не поставлена на камень. Плохо. Выработка обеспечена. Со временем придётся стягивать отверстие пуансоном.
Пружина. Без особенностей. Почистили, смазали, собрали барабан…
… и установили на место.
Собрали мост и колесную систему завода пружины.
Надеваем на ось минутного колеса минутный триб. Я уже рассказывал, что этот узел представляет собой фрикционную муфту. Триб должен надеваться на ось со строго определённым усилием. Если триб будет сидеть на оси слишком слабо, то стрелки будут проскальзывать, и часы станут отставать. Если слишком сильно, то при переводе стрелок, особенно если переводить их в обратную сторону, на устройстве спуска возникнет усилие, способное повредить анкерное колесо и палеты анкерной вилки. Поэтому переводить стрелки в инструкции рекомендуют только по их ходу, а не против хода и только при заведенной пружине.
Отправляем на место анкерную вилку. В механизмах такого малого калибра я не смазываю не только цапфы вилки, но и палеты. Даже при смазке лёгкими маслами они могут прилипать к анкерному колесу.
Ставим на место мост и… а это что такое, где камень? Потерялся…
А я уже смазал накладной камень и собрался его устанавливать.
А тут дыра…
Но ничего. Сейчас подыщем проходной камешек. Хорошо, что есть хоть скромные, но запасы.
А заодно сравните размер этого камня с гречневым зерном. Каково? То-то…
Аккуратно запрессовываемым проходной камень на место.
Накрываем его накладным камнем. Надеюсь, баланс будет доволен.
Точно доволен, побежал, как новенький!
Теперь часовое колесо с пружинной шайбой на место…
… и видавший виды циферблат. Попытка вымыть его не увенчалась успехом. Да и не надо. Но ход отличный, исправный. Положим калибр в герметичный целлофановый пакет, чтобы масло не сохло и пыль не приставала. Пусть ждет. Рано или поздно, а придёт его черёд.