Всем добрый день. В этом обзоре я покажу результат непростого проекта по изготовлению двуспальной кровати с подъемным механизмом своими руками, а также покажу в деталях как это сделать самостоятельно. Для того, чтобы сделать себе работу посложнее, в дизайн-проект кровати было добавлено изголовье с каретной стяжкой, а чтобы было еще веселее при изготовлении, то был добавлен полукруглый профиль сечения боковых и передних царг кровати.
Так как проект получился объемным, его описание я разобью на две части, в первой части представлю процесс изготовления всего каркаса кровати из общедоступной фанеры, покажу основные узлы. Во второй части обзора представлю процесс обтяжки и отделки деталей, используемые материалы, процесс сборки готовой кровати, изготовления и установки отсека для хранения, бюджет проекта и готовый результат.
Предлагаю перейти к первой части обзора, будем изготавливать каркас кровати.
ВВЕДЕНИЕ.
После переезда из квартиры в новый дом, так вышло, что наша спальня оказалась единственной комнатой в доме без новой мебели, и двуспальная кровать из старой квартиры переехала с нами. Это была кровать из ЛДСП, простой конструкции от Шатура -Мебель, с выдвижным подкроватным ящиком. По прошествии некоторого времени мы вскоре сошлись на мнении, что уже пришло время подумать о новой кровати. Что-то опять простое не очень хотелось, а на интересные варианты, с приличным качеством, ценник вообще так кусается, что опять начинаешь думать – а чем так плоха старая кровать )).
На идею изготовить кровать самостоятельно подтолкнул обзор уважаемого shurik_ss c обзором «Кровать двуспальная обыкновенная. Из дерева. Чистый DIY, никакого отношения к товарам”, а также Youtube канал интересного мастера CHEST’ER. Я посмотрел, что это, в принципе, под силу сделать самому, тем более инструмент весь имеется. До этого мне приходилось делать самому мебель (шкафы, тумбы) из ЛДСП, там всё просто, а здесь надо было поконструировать.
Проект кровати прикинул в Sketchup, двуспальная кровать 1600 х 2000 мм, высота изголовья 1360 мм от пола, высота плоскости матраса относительно пола – 520 мм.
Кровать была запланирована с подъемным механизмом, с отсеком для хранения вещей в нижней части. Делать самостоятельное ортопедическое основание с подъемным механизмом я не решился, поэтому было куплено готовое основание по данной ссылке: Ортопедическое основание для кровати, 160*200 см (подъемное).
Измерив ортопедическое основание можно было перейти к определению точных размеров передней и боковых царг кровати. В качестве материала для изготовления каркаса была выбрана фанера. Мне этот материал, с конструктивной точки зрения, нравится больше, чем ДСП или пиломатериал из сосны/лиственницы. Проблема только в ограниченной длине (1520 мм) листа общедоступной фанеры, просто так не хватит на длину боковой царги (2020 мм), но этот недостаток удалось решить.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ И БОКОВЫХ ЦАРГ
Была куплена пачка из 4-х листов фанеры 10 мм (4/4ФК) для изготовления царг и изголовья, и один лист фанеры 18 мм, для усиления рамы изголовья и изготовления деталей стыковки компонентов каркаса кровати.
На распиловочном столе напилил из фанеры 10 мм листы шириной 350 мм.
Царги решил делать путем склеивания листов фанеры, а недостаток длины листов фанеры компенсировать склеиванием и скреплением листов в разбежку. Таким образом получим как толщину царги в 20 мм, так и необходимую длину 1620 и 2030 мм.
Клеил на ПВА и крепил саморезами
Для того, чтобы задать полукруглую форму профиля боковой царги, и еще дополнительно к этому сделать скосы под 45 град. для последующей стыковки царг, были подготовлены торцевые элементы:
Распечатал в масштабе 1:1 шаблоны на принтере, наклеил на куски фанеры 10 мм, перенес шаблон и выпилил первый экземпляр аккуратно лобзиком:
Остальные три копии выпилил сначала в черновую лобзиком, и на импровизированном самодельном фрезерном столике (сделал до этого для другой задачи) скопировал по готовому шаблону на обгонной фрезе:
На внешних гранях самих торцевых элементов также было необходимо задать углы 45 град., которые сделал калевочной фрезой:
Подобным образом сделал торцевые элементы для боковых царг со стороны изголовья кровати, но там обошлось без 45 град. запилов:
Берем наши готовые заготовки царг, и теперь необходимо обрезать торец царги под углом 45 град. для последующего крепления торцевого элемента. Делал с помощью торцевой пилы:
В торцевом элементе делаем по четыре отверстия под углом 45 град. и с помощью клея и саморезов (60мм) крепим торцевые элементы к царгам.
Для контроля точности крепления и стыковки торцевых элементов, расположил царги вдоль сторон свободного листа фанеры, а сами торцевые элементы стянул струбциной. После высыхания клея возможные отклонения углов нивелируются.
Для того чтобы определить, какой же окончательной длины делать боковые царги, и какой зазор сделать между изголовьем и ортопедическим основанием (чтобы ничего не терлось при поднятии/опускании основания) я решил собрать из готовых царг раму кровати, и сразу разметить крепление подъемного механизма:
Для фиксации ортопедического основания в плоскости сделал временные полки на царгах для поддержки основания:
После замеров при подъеме/опускании ортопедического основания стало понятно, что зазор между изголовьем и основанием можно делать минимальным. Я сделал зазор 10 мм, так как планировал дополнительно добавить ограничитель смещения матраса вниз при подъеме, его в данном основании не оказалось.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗГОЛОВЬЯ.
Изголовье было запроектировано 1788 мм в ширину, и 1355 мм в высоту.
Решил делать его из цельного листа фанеры 10мм, плюс небольшой добор шириной 268 мм. Нижнюю часть изголовья усилить дополнительным листами фанеры на высоту боковых царг.
Из фанеры 18 мм напилил полосы шириной 40 мм, с помощью которых усилил изголовье с задней стороны для создания прочного каркаса. Расположения элементов усиления заранее распланировал, чтобы они не попали на будущие отверстия в изголовье для каретной стяжки
С верхней фигурной частью изголовья пришлось повозиться (с прямым было бы проще, и в изготовлении, и в обтяжке). Распечатал на нескольких листах и склеил шаблон, разместил на заготовке изголовья и перенес нужную форму. Аккуратно выпилил лобзиком:
Сложнее с задней стороны, необходимо было задать также и фигурную верхнюю плоскость шириной 40 мм. Решил воспользоваться способом изгиба тонкой фанеры (6 мм) путем множественных погружных пропилов. Для задания опорных точек изгиба приклеил к изголовью мелкие квадраты из 18 фанеры, далее к ним уже приклеил и прикрутил гибкие фанерные полосы:
Далее полученную нишу закрыл дополнительно вырезанным листом фанеры 6мм;
Изголовье готово:
СБОРКА КАРКАСА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ СОЕДЕНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
Предварительно собираем каркас кровати. Стягиваем переднюю и боковые царги струбцинами, сверлим отверстия и скрепляем болтами и гайками М8. Соответствующим образом крепим боковые царги к изголовью:
Установив снова ортопедическое основание через заранее сделанные отверстия в царгах, я смог замерить точно расстояние от нижней грани основания до нижней грани боковой царги. Получив данную высоту, изготавливаем внутреннюю центральную перемычку, которая усилит каркас кровати, а также станет опорой в центральной части ортопедического основания. Делаем по той же схеме, что и царги:
Сверлим отверстия и крепим перемычку на четыре болта М8 на каждую сторону:
Переднюю и боковые царги будем обтягивать искусственной кожей по отдельности, поэтому необходимо было придумать крепеж царг между собой, а также крепеж царг к изголовью. Изначально планировал сделать крепеж из металлических уголков. Но затем необходимо было бы еще сделать опорные площадки для ортопедического основания в углах. Я посидел, подумал и решил сделать универсальную конструкцию, которая позволит мне скрепить царги, послужит опорой для ортопедического основания, а также платформой для ножек кровати в передней части.
Решил делать из фанеры 18 мм. Напилил детали нового соединительного узла на распиловочном столе, сделал отверстия и скрепил всё на клей и саморезы:
В передней части кровати к соединительным элементам добавляем ножки, которые были куплены в местном магазине мебельной фурнитуры:
Ставим соединительные элементы в углы, сверлим отверстия, крепим на болты М8, по три болта на каждую сторону (6 болтов на элемент):
Для поддержки ортопедического основания по центру со стороны передней царги и изголовья изготавливаем небольшие кронштейны из фанеры 18мм, и крепим на два болта М8:
После крепления всех элементов, проверки прилегания ортопедического основания, проверки всех уровней опорных элементов снимаем с крепежных болтов гайки, и забиваем в царги и нижнюю часть изголовья усовые гайки (очень утомительный процесс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЧАСТИ I.
В принципе, каркас кровати готов, теперь всё, что так долго изготавливали и собирали, можно разбирать, потому что переходим еще к более интересному и сложному этапу – каретной стяжке изголовья и обтяжке царг кровати. Об этом я расскажу во второй части обзора, расскажу про используемые материалы, купленные приспособления, процесс обтяжки, проблемы, представлю общий бюджет проекта, и конечно же готовый результат работы.
Все этапы контролировал пушистый товарищ: