Игры

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»


К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

В самом центре Москвы, в саду Эрмитаж, есть уютный театр, который влюбляет в себя зрителей с первого посещения. Влюбляет тем, насколько он настоящий, близкий и честный. Это театр «Сфера» – театр живого общения, который создала Екатерина Ильинична Еланская.

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

Екатерина Еланская родилась актёрской семье в Москве. Она окончила Школу-студию МХАТ, работала в Малом театре, где играла ведущие роли. Но её призванием было стать режиссером. Даже больше, чем просто театральным режиссером. Екатерина Ильинична поступила в ГИТИС в режиссерскую аспирантуру к профессору М.О. Кнебель и уже тогда создавала спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни столицы. Она жила мечтой открыть театр, и этой мечте было суждено осуществиться в 1981 году.

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

Открывать новый театр всегда трудно, а если это театр новой формы, с новыми принципами, то осуществить мечту еще сложнее. Но Екатерина Еланская смогла убедить всех в необходимости существования «Сферы». Существования театра сердца, театра души и театра общения. В «Сфере» всё другое – пространство, артисты, зрители, спектакли. И основа этого скрывается в фразе: «Мы отвергаем принцип театра куба со снятой стенкой и подглядыванием — мы утверждаем принцип сферы общения».

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

Началась «Сфера» за несколько лет до своего официального рождения. Первым «домом» новой формы стал Концертный зал П.И. Чайковского, проект которого составлял Мейерхольд. Позже «домом» стали стены старого особняка на Кропоткинской – в зале с лепным потолком, колоннами, старыми окнами при свечах появился спектакль «Бедные люди» Достоевского. После этого наступили 7 тягостных лет молчания, когда оставалось только жить надеждой осуществления мечты. Но вот уже в 1978 году в литературном музее на Петровке в белом сводчатом зале монастыря состоялась премьера спектакля «Перед зеркалом» В.Каверина. Зал ожил, задышал, зритель погружался в атмосферу, спускался по каменным ступеням в «святую святых» – и замирал от происходящего.

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

После этого спектакли игрались в Доме-музее Достоевского, снова «Бедные люди», и это был тот случай, когда «стены помогают». Артисты труппы во главе с Екатериной Еланской создавали художественный, поэтический и философский образ – и зрители уже не могли без этого. В мае в музее Бахрушина играли «Там вдали» В.Шукшина, а под сводами монастыря – «Берег» Ю.Бондарева. И именно после «Берега» по-настоящему родилась «Сфера». Актёры и зрители соединились, почувствовали что-то сокровенное и от переизбытка эмоций долго не могли расстаться после спектакля.

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

И вот в 1981 году театр был создан, у него появился дом – уникальная сцена, где нет границ между зрителями и актёрами, где все равны, где все общаются. Екатерина Еланская в начале 80-х говорила о том, о чем твердят по сей день. Она уже тогда создала то, что для некоторых до сих пор остаётся новаторством. Екатерина Ильинична чувствовала, что человек нуждается в диалоге – и дала такую возможность. Все принципы театра Еланской описаны в её книге «Живой театр» – это и пособие для актёра, и для зрителя, и для режиссёра, и просто для человека…

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

Мы хотим поделиться некоторыми отрывками из книги, чтобы рассказать читателям, какая она, «Сфера»:

Про то, каким театр должен быть Екатерина Ильинична говорила:

Сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и связь.

Действительно, когда мы, зрители, испытываем наиболее сильные эмоции? Ведь именно на тех спектаклях, где чувствуется это взаимодействие. Тогда действо проникает в душу, задевает за живое и никогда не покидает… Нередко говорят, что в театре человек должен испытывать духовный подъем, катарсис, но часто ли с нами это происходит?

Сфера может и должна стать огромной силой, духовно объединяющей людей. Сильнейшим фактором в деле нравственного воспитания человека, его внутренней культуры. Культуры общения, культуры души.

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

Сфера сразу смещает условия игры, заключая условия на равных: мы все здесь внутри, участники, партнеры – чего же прятаться, представляться? Давайте вместе помечтаем, подумаем, вспомним, сыграем в это, в то, как было тогда. Обоюдный живой процесс, ведущий к самораскрытию человека

«Сфера» по сей день трепетно соблюдает заповеди своего создателя. Здесь нет неравноправия в зале (разделения на партер, амфитеатр и тд), «зритель» и «действующий» находятся максимально близко друг к другу, от этой близости фантазия зрителя пробуждается, и он вовлекается в игру, становится еще одним действующим лицом.

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

Если говорить про «игру», то актёры «Сферы» явление тоже уникальное. Существующая сейчас труппа примерно на 90 процентов собрана Екатериной Ильиничной. Это те люди, которых она выбрала, которых она безумно любила и которых она вырастила в своей эстетике. Именно они составляют основу театра. Каким же должен быть актёр «Сферы»?

Вся жизнь актера непреложно и без всякого усилия должна быть подчинена его профессии

 

В живом театре – актер предъявляет себя и духовно обнажается. Это обряд, а не служба.

 

…высокий поэтический настрой души в соединении с большой эмоциональностью. Способность жить высокими ритмами. Начать сразу с ноты высокого нерва и, ощущая динамику роли, взбираться всё выше к её эмоциональным вершинам.

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

Сфера требует от актёра: содрать с себя всё, что наскорузло от актёрства и предъявить человека в подлинности с нервами и кровью. А этого живого ребенка невозможно подменить изделием из инкубатора.

В театре, где актёры следуют этим постулатам, появляется душа. Этот театр дарит радость и духовную надежду зрителям. На такие спектакли хочется возвращаться снова и снова.

К 90-летию со дня рождения Екатерины Ильиничны Еланской. «Сфера нужна «чудакам», которым всегда чего-то не хватает»

Знаковые спектакли Екатерины Еланской в театре «Сфера»:

  • «Маленький принц» – спектакль с неизменными аншлагами идёт в театре с 1983 года.
  • «Театральный роман»
  • «В лесах и на горах»
  • «Я пришел дать вам волю»
  • «Лолита»
  • «Доктор Живаго»
  • «Гарольд и Мод»

Екатерина Ильинична Еланская была не только создателем, вдохновителем и руководителем театра, она была его душой. Её нет уже несколько лет, но театр жив, всё также дарит зрителям тот самый «катарсис», создавая в зале атмосферу общения душ и сердец. И в каждом уголке театра звучат слова Екатерины Ильиничны: «Жги сердца. Но не ради зла, страдания, а во имя радости. Ибо в ней – наивысший смысл всего живущего.» 


Фото предоставлены пресс-службой театра.



СМОТРИ ТАКЖЕ