Дополнительно:
Обращение режиссёра Урсулы Макфарлейн
Когда продюсер Саймон Чинн позвал меня сделать с ним этот документальный фильм, я сразу поняла, что для меня это идеальное кино. В эпоху растущего гендерного неравноправия фильм о Харви Вайнштейне позволил бы поднять такие темы, как власть, насилие, сообщничество и круговая порука — все эти темы отзывались во мне, поскольку я всегда стремилась дать женщинам голос через свои фильмы. Меня воспитывала мать-феминистка, и я с тревогой наблюдала, как безусловные успехи феминистской борьбы сменились апатией, культурой бесконтрольного повседневного сексизма, когда в Белом Доме сидит человек, самостоятельно признавшийся в привычке «лапать за причинное место» («pussy-grabber»). Эта история лично отозвалась почти для всех, с кем я о ней говорила. Женщины рассказывали мне свои истории под тегом #MeToo, некоторые мужчины тоже. Я режиссёр, и что может быть лучше, чем пролить свет на то, как обстоят дела в моей индустрии?
Год спустя успех движения #MeToo рискует быть забытым, а уголовное дело против Вайнштейна выглядит гораздо менее состоятельным, чем девять месяцев назад, когда ему выдвинули обвинения: кажется, самое время рассказать широкой аудитории о патологии человека, который потратил жизнь на то, чтобы преумножать в своих руках власть, притеснять слабых и заметать следы. И всё это — внутри киноиндустрии, где я имею честь работать.
Наш фильм построен как динамичная трёхактная драма, повторяющая структуру греческой трагедии: шокирующая гордыня, фатум, который опрокидывает ситуацию, и то, что, по мнению многих, станет некоторой формой кары. Некоторое время мы восстанавливали картину того, как Харви Вайнштейн пришел к успеху: как оттачивалась его харизма, его очевидный талант рассказчика и хватка бизнесмена, которые привели к тому, что он занял трон короля независимой сцены Голливуда. Мы показываем, как позиция единого распорядителя на пути к успеху и богатству позволила ему притеснять молодых и слабых.
В эмоциональном центре фильма — свидетельства о вменяемых Вайнштейну сексуальных домогательствах. Обвинители Вайнштейна воплощены в образе молодой актрисы, которую мы встречаем в самом начале, чьи мечты и надежды, по её мнению, всецело зависят от расположения Вайнштейна. Через её историю мы поймём вероломные отношения между наделёнными властью людьми, которым есть что предложить — и слабыми, которые отчаянно хотят того, что предлагают первые.
Благодаря интервью с бывшими сотрудниками «Miramax» и «The Weinstein Company», многие из которых впервые выступили перед камерой, мы смогли изучить различные уровни круговой поруки, покрывающей насилие, но кроме того мы исследовали и само понятие согласия в области интимных отношений. Признавая то, какая цена стояла за тем, чтобы войти в мир Харви Вайнштейна, бывшие коллеги выражают своеобразный «комплекс вины спасшегося» и сожалеют, что не смогли сделать больше, чтобы остановить его. В довесок, молодая сотрудница компании, также впервые рассказывает на камеру о написанном коллеге сообщении, предупреждающем о токсичной культуре абьюза в «The Weinstein Company» — именно это сообщение попало в распоряжение газеты New York Times в октябре 2017 года и спровоцировало публикации обличительных материалов, повергнувших Вайнштейна.
«Быть Харви Вайнштейном» — это мрачная притча о связи между противоправными сексуальными связями и динамикой власти. И несмотря на то, что конец истории Харви Вайнштейна ещё не написан и самые интересные её сюжетные повороты ещё впереди, нет сомнения в том, что шквал обвинений спровоцировал значительные перемены. В фильме явно ощутима та боль, которую испытали жертвы Вайнштейна, но есть и другое: ощущение, что страдания одного человека могут трансформироваться в силу коллективного действия. «Быть Харви Вайнштейном» — гимн акту нарушения молчания. Мы счастливы представить наш фильм на фестивале «Сандэнс» и внести свою лепту в этот важный разговор.
История
«Быть Харви Вайнштейном» — это актуальная притча для современников и будущих поколений. Очевидцы рассказывают историю головокружительного взлёта и падения титана киноиндустрии Харви Вайнштейна, объясняя, как именно ему удалось на протяжении десятилетий удерживать своих руках колоссальную власть. Бывшие сотрудники, сокурсники и журналисты размышляют о публичном образе Вайнштейна как визионера и детально описывают его циничные попытки удержать власть даже в момент неизбежно надвигающегося скандала.
Честные, эмоциональные и зачастую болезненные показания очевидцев, многие из которых впервые говорят на камеру, делают «Быть Харви Вайнштейном» откровенным документальным свидетельством, которое отражает метод и последствия вменяемых Вайнштейну преступлений. И пока уголовное дело против Харви Вайнштейна всё ещё продолжается, фильм задаётся вопросом, действительно ли сильные мира сего стоят выше власти, и возможно ли на самом деле что-то изменить.
Почему появился проект «Быть Харви Вайнштейном»?
Вскоре после того, как в октябре 2017 года в адрес Вайнштейна публично прозвучали обвинения в сексуальных домогательствах, Саймон Чинн начал обсуждать с топ-менеджером BBC Саймоном Йангом документальный фильм, который мог бы рассказать историю Харви Вайнштейна так, как она ещё не была рассказана, несмотря на километры готовящихся к печати газетных полос. Рассматривая эту возможность, Саймон Чинн и его бизнес-партнёр в компании «Lightbox» Джонатан Чинн пришли к выводу, что амбициозный документальный фильм для кинопроката — достойный вызов. Но они чувствовали, что подобный фильм будет оригинальным, только если сможет охватить всю многогранность растянувшейся на шестьдесят лет истории, и только если будет способен передать её со всеми нюансами, внутренними противоречиями и с точки зрения внутренних участников, представляющих откровенные и отрефлексированные свидетельства о случившемся. Ранее никто не рассказывал историю взлёта и падения Вайнштейна в контексте всей этой новой информации, и необходимо было придумать такой подход, чтобы фильм нашел отклик у аудитории по всему миру и затронул заложенные в историю вечные темы: власть и её границы, связь между мужской властью и сексом — и главный вопрос, стоящий в центре самой защиты Вайнштейна: что может считаться согласием в контексте неравных силовых отношений?
Когда началась работа над фильмом?
Саймон Чинн обратился к Урсуле Макфарлейн в ноябре 2017 года, и она тут же согласилась стать режиссёром фильма. Макфарлейн уже работала над предыдущим проектом компании «Lightbox» — сериалом о захвате заложников «В плену» («Captive») для Netflix — и Чинны чувствовали, что эмпатия, ум, журналистское усердие и талант рассказчицы делают её идеальным кандидатом на ключевую роль в проекте. Продюсер Поппи Диксон, уже работавшая с Саймоном Чинном над фильмом-обладателем премии BAFTA «Самозванец», и лауреат премии BAFTA монтажёр Энди Ворбойз дополнили костяк продюсерской и монтажной команды, и в начале февраля 2018 года в Лондоне начался пре-продакшн картины и тщательное исследование темы.
Сложности во время подготовки фильма
На протяжении всей работы продюсеры знали, что главной проблемой будет доступ к информации. Эта история разворачивается в реальном времени, и последняя её глава ещё только впереди, так что мы осознавали, что столкнёмся с различной степенью открытости к взаимодействию с нами. Но мы также понимали, что людей, работавших с Вайнштейном на протяжении многих лет и обладающих уникальными сведениями о его поведении, огромное количество, и нам есть из чего выбирать.
Это история, связанная с конкретной индустрией, и мы чётко осознавали, что нам нужно смотреть и за её пределы, в целом на тот мир, в котором мы живём. Мы знали, что наша перспектива инсайдеров будет крайне полезна, но в ней есть и свои подводные камни. Поэтому мы в той же степени хотели быть уверены, что мы, как и всегда, подошли к этой истории ещё и как сторонние наблюдатели и не попали в ловушку, сделав фильм «для своих», а обратились к максимально широкой аудитории, той, которая способна связать частные элементы истории с той темой, которая звучит по всему миру и резонирует со многими людьми.
Как вы работали с источниками и героями?
Рассказать о жизни и карьере Харви Вайнштейна, параллельно с рассказом о растущих обвинениях против него, было пугающей задачей. Мы сформулировали список из 600 имён людей со всего мира, которые обладали инсайдерской информацией о его истории. Мы связались с почти 400, и 128 из них согласились поговорить с нами — многие не под запись. В результате на протяжении 9 месяцев мы снимали 29 человек, и большинство из них попало в финальный фильм. Эти люди представляют различные аспекты жизни и карьеры Хайрви Вайнштейна на протяжении 60 лет — и это самая широкая группа людей, когда-либо озвучивающая эту историю на экране. Многие из наших героев до этого никогда не рассказывали о своём опыте на камеру.
Мы чётко понимали, сколько такта и эмпатии будет необходимо для того, чтобы говорить с женщинами, воскрешающими болезненные воспоминания на глазах у всего мира. Для нас было открытием, что многие проявили храбрость и мужество, чтобы высказаться на камеру, порой впервые, — и это благодаря той журналистской работе, проложившей путь до нас, и оглушительному международному отклику, который она получила.
В то же время люди из индустрии были более закрыты. Те, кто тесно работал или имел партнёрские отношения с Вайнштейном, часто выражали сложную гамму эмоций и во многих случаях чувствовали, что они скорее потеряют, чем выиграют от интервью на камеру. Но некоторое количество ключевых личностей всё-таки приняли участие в проекте, и мы очень благодарны тем, кто внёс свой вклад в фильм, снявшись в нём, и тем, кто помогал и консультировал нас за кадром.
Как продолжающееся расследование по делу Харви Вайнштейна отражено в фильме?
Эта история всё ещё живёт внутри юридических процессов — по уголовным делам, по которым защищается Вайнштейн, и многочисленным гражданским искам, которые были выдвинуты против него. В фильме упоминается текущее следствие и защита Вайнштейна в Нью-Йорке, однако рассказать о подноготной разворачивающейся судебной драмы никогда не было нашей амбицией и превосходило бы наши возможности. Вместо этого продюсеры решили сконцентрироваться на истории, предваряющей события 2017 года, чтобы попробовать понять и пролить свет на то, как стало возможным то, что случилось и задать более глобальные вопросы о нашем мире накануне разверзшегося скандала. Был ли это иной мир, чем тот, в котором мы оказались сейчас? Пока мы работали над фильмом, в судебном преследовании против Вайнштейна начали появляться настоящие проблемы и победное настроение тех, кто надеялся, что Вайнштейна настигнет справедливость, ощутимо поменялось. Но кроме участия в уже развернувшейся полемике, мы всегда стремились к тому, чтобы отвлечься от плетущихся интриг и собрать документальные свидетельства не только для современников, но и для того, чтобы наши дети смогли поразмышлять об ушедшей эпохе.
22 августа кинокомпания «Пионер» выпустит в прокат документальную картину Урсулы Макфарлейн «Быть Харви Вайнштейном». Пока же предлагаем вашему вниманию историю создания этого фильма, обречённого стать бестселлером.
Обращение режиссёра Урсулы Макфарлейн
Когда продюсер…