
Этот рассказ будет несколько необычным. Необычным потому, что речь пойдёт не столько о часах, как таковых, но о часовом калибре. О калибре, производящемся (да-да, именно в настоящем времени!) на минском часовом заводе «Луч». Это механизм — Луч 1800. Механизм этот впускается уже куда как более полувека, но и в настоящее время не потерял актуальности. Многие знают часы-однострелочники от Луча. Так вот эту единственную стрелку в них приводит в движение неувядаемый 1801.1. А сколько женских часов, доныне украшающих запястья милых дам, собраны именно на этом калибре! И часы исправно трудятся не одно десятилетие. Этот неприхотливый надёжный механизм наряжался и в золото, и в позолоту, и в простенький хромированный латунный корпус, но в какой одёжке бы он ни был, результат всегда один — отличный. А понеже выпуск его не прекращён, то ремонт этого калибра так же актуален, как и сам механизм. Однажды я обещал рассказать о нем и показать его изнутри. Выполняю обещание.
Итак, двухстрелочный механизм калибра 18 мм производства минского завода Луч:
— Тип по ГОСТ — 1800 (две стрелки без секундной и без противоударной защиты;
— Частота полуколебаний маятника — ВРН 21600;
— Прямоугольный формат 14х18 мм (20 мм от угла до угла);
— Высота 3,5 мм по платине;
— Число камней 16 штук (есть модификации 15 камней);
— Начало производства на МЧЗ «Луч» — 1955-й год;
— Количество деталей в механизме – 80 шт.;
— Количество узлов 25;
— Запас хода 36 часов;
— Точность хода от –40 до +85 секунд в сутки;
Сейчас я высыплю содержимое коробочки на стол, закрою глаза и не глядя выберу какой-то из них. Его-то и приведём в порядок в первую очередь.

Р-р-раз! — иди сюда, везунчик!

Попался довольно ранний калибр. На мостах «женевская волна». Винт с левой резьбой не обозначен тремя шлицами. Под пяткой центрального колеса есть камень. Но на оси в платине камня нет. Забегая вперёд скажу, что при таком раскладе со временем появляется выработка в гнезде платины, ось начинает болтаться и гнездо приходится стягивать специальным Пуассоном. Посмотрим, как тут у нас дела при репассаже.

«Гюльчатай, покажи личико!» ©… Ой, лучше не надо… Но ничего. Этот циферблат восстановлению не подлежит. Что-нибудь придумаем. Собственно, задача на данный момент восстановить работу механизма. А циферблат — это когда корпус будет. Пока придумаем что-нибудь для тестирования хода, чтобы глаз не резало и не пугало.

Для начала, как всегда, спускаем остаточное натяжение пружины и снимаем баланс, чтобы не задеть его часом.

Вот он, баланс, и так и этак.

Рассмотрим его поближе. Сразу оговорюсь — механизм мелкий, приделал макронасадку на телефон, в качестве которой замечательно сработал глазок от старого «Зенита», так что местами будет виден черный круг от оправы.
Но про баланс. Безвинтовый, колонка спирали неподвижная, выкачку неудобно регулировать, да мы и не будем, скорее всего. Не самый важный параметр. Если в допусках и с одного-двух оборотов часы запускаются, то и нечего особо напрягаться по этому поводу.

Здесь — импульсный камень, двойной ролик, цапфа не чёрная, уже хорошо. Штифты градусника с замком. Всё стандартно. Только малость дробненько, как говорят на родине механизма.

Вот механизм без баланса. Готов к дальнейшим манипуляциям. А манипулировать будем с тем самым циферблатом — снимем этот страх и ужас.

Для того, чтобы снять циферблат, нужно отпустить два винта на гранях платины. Они мелкие, так что понадобится соответствующая отвертка. Здесь находится один крепёжный винт циферблата…

… здесь другой.

Итак, берём отвертку, отпускаем винты, так, чтобы ножки циферблата вышли, но винты не выпали, и снимаем циферблат, а винты досылаем внутрь до упора, пусть там посидят, чтобы не потерялась такая маковозёрная мелочь.

Циферблат снят. Отложим его в сторону. Может, сгодится на что ещё, если с ним поработать, хотя… «Сомневаюсь я однако!» ©

Вот. Снимаем пружинную шайбу, часовое колесо…

… и сразу же аккуратненько снимаем минутный триб. Помните — он на тугой посадке. Усилие прилагаем, но — дозированное, с обратной, так сказать, связью работаем.

Теперь демонтируем анкерную вилку. Мост сложной конфигурации. Два винта крепления моста — разной длины. запоминаем, который где. Невнимательность чревата поломкой механизма в худшем случае, а в лучшем — остановкой.

Баланс и анкерная вилка демонтированы.

Здесь — лого завода и обозначение типа механизма.

Демонтируем колёсную систему заводного механизма — колесо барабана и заводное колесо. Левая резьба на винте заводного колеса никак не обозначены. Стыд вам, Господа разработчики!

Вот все детали: колесо барабана с винтом, заводное колесо, втулка оси заводного колеса, винт с левой резьбой.

Теперь — ангренаж. Вывинчиваем два винта крепления моста ангренажа и снимаем мост. Под мостом находится колёсная система.

Рассмотрим мост ангренажа. Форма несложная. Мост декорирован «женевской волной». В мосте четыре камня колесной системы.

С обратной стороны мост выглядит сложнее. Здесь немало фрезерованных площадок разной высоты. Честно говоря, непростая работа.

Снимаем колёса.

Вот они все дружной компанией перед нами. Да, ещё. Пинцет в этот раз — самый тонкий. Детали, как никак, а мелкота.

Разбираем узел двигателя. Снимаем мост барабана и барабан.

Перед нами барабан с мостом и тремя крепёжными винтами.

Мост барабана с лицевой стороны.

И с обратной стороны.

Извлекаем пружину из барабана. Пружина S-образная. Благодаря этому при небольшой длине у двигателя неплохой запас хода, а при небольшом балансе приемлемая погрешность хода.

Протираем пружину промасленной ветошкой, стараясь не нарушить конфигурацию изгибов. Барабан и крышку барабана промываем бензином и отчищаем от продуктов износа ватной палочкой. Где надо, помогаем путцхольцем.

Вуаля! Пружина и детали сияют. Пусть полежат пока, а мы продолжим перебирать механизм.

Так выглядит короткий конец пружины с осью барабана — коре.

Длинный конец пружины с мечевидной пружинной накладкой.

Пора заняться ремонтуаром. Кстати, обратили внимание, что доселе ни разу не упомянута «волшебная кнопка» разъединителя заводного вала? А её в этом механизме просто нет! Для того, чтобы снять вал, нужно разобрать ремонтуар.Вот так. Поэтому механизмы эти устанавливались в такие корпуса, которые не требовали извлечения вала при разборке. Корпуса состояли из двух половин. Половинки разнимались, и механизм вынимался вместе с валом.

Снимаем крышку ремонтуара. Крышка довольно сложной конструкции. Под крышкой-мостом находятся детали ремонтуара, переводное и вексельное колёса.

Вот крышка-мост ремонтуара. Не так всё просто, целая система лекал.

Разбираем детали ремонтуара и снимаем накладной камень баланса. При демонтаже — особая осторожность с R-образной пружиной. Улетает так, что потом не отыщешь.

Ну вот. Механизм разобран. Отправляем детали в бензин. Вот сколько «добра» из него сразу же поплыло. Пусть полощется, отмокает, а мы пока займёмся профилактикой баланса.

Вывинчиваем винт колонки баланса и снимаем колесо баланса вместе со спиралью баланса.

Колесо аккуратно промываем в чистом бензине и просушиваем на салфетке, легонько продувая воздухом из груши. После этого на всякий случай размагничиваем.

Снимаем накладной камень с моста баланса вместе с градусником. Здесь хорошо видны штифты градусника с замком Замок открыт, мы снимали колесо со спиралью. Что теперь? Теперь макаем путцходьц в бензин и влажным деревом протираем накладной камень до чистоты. Этот калибр с накладным камнем. А одно время мне попадались калибры — «перестроечные» — у которых вместо камня устанавливались накладки из металла. Рационализаторы… Но «голь на выдумки хитра». И что, работали!

Камень чист. Наносим смазку. МБП-12. Капелька — как на фото, не больше.

Ополаскиваем мост баланса в бензине,

просушиваем,

и собираем баланс.

Теперь переходим к чистке остальных деталей механизма, которых, как утверждает техническое руководство, аж восемьдесят штук

и приводим их в сияющее состояние. Привели. Теперь «пусть ворона сохнет» ©, а я пойду чайку попью перед сборкой механизма и отдохну малость.

Итак, собираем. Начинаем с ремонтуара. Для начала устанавливаем вал и на него надеваем элементы кулачковой муфты.

Затем собираем рычажную систему и устанавливаем на оси переводное и вексельное колеса.

Устанавливаем и закрепляем винтами мост крышку ремонтуара.

Смазываем накладной камень баланса. Небольшая капля — 70% от площади камня — МБП-12…

… и устанавливаем камень на платину.

Переходим на быструю сторону.

Но для начала соберём барабан. Устанавливаем в него вычищенную и смазанную пружину. При сборке не забываем следить за тем, чтобы выступы мечевидной накладки оказались в пазах.

Дополнительная капля масла — здесь применяем «Б-1» и закрываем крышку.

Барабан собран. Смазываем ось коре…

… и устанавливаем барабан на платину.

Накрываем барабан мостом барабана.

Теперь ангренаж. Рассматриваем под микроскопом состояние колёс. Промежуточных,

центрального,

анкерного. Всё ОК. Можно собирать колёсную систему.

Устанавливаем колёса на платину — попадаем цапфами в камни, выравниваем, добиваемся минимальных перекосов.
Сейчас будет самая неприятная и кропотливая часть сборки — накрывание ангренажа мостом. Здесь неудобства усугубляются необходимостью свести под один мост четыре оси. Повозиться придётся, но нет ничего ничего не возможного и…

… через минут десять ангренаж собран.

Возвращаемся к медленной стороне…

… и устанавливаем на ось центрального колеса минутный триб.

Ополаскиваем в чистом бензине анкерную вилку, смазываем рабочие поверхности палет.

Затем устанавливаем на место колёса заводной системы, смазываем камни ангренажа, проверяем скат — ОК! — и монтируем на место анкерную вилку.

Заводим пружину и устанавливаем баланс. Побежал!

Замечательно. Однако, циферблат таки да нужен, чтобы придать механизму законченный часовой вид.
Итак, устанавливаем на ось минутного триба часовое колесо,

пружинную шайбу часового колеса

и вот такой циферблатик. Стрелочки простые, чёрненькие, но в общем они гармонируют.

Вот. В таком виде механизм можно использовать, как часы.

Тем более, что конструкция калибра 1800 включает в себя обязательный элемент — крышку-пыльник. Так что часы получаются как бы в двойном корпусе. Защиты от влаги это вряд ли добавит, но вот от пыли защитит.

Вот в таком виде под стеклянным колпаком часы чувствуют себя вполне комфортно. Думаю, в скором времени механизму найдётся достойный мундир, а честь его он явно не опозорит.

P.S.
Ой, а как же результаты измерений!
Синхронизм слегка нарушен, оставим, как есть, это в допусках, тем более, что на ход этот никак не сказывается. А одиннадцать секунд… ну так это же аж минута в неделю! Для женского механизма — супер. Можно, конечно, поиграться, но смысла не вижу.
