Шпионские байки, самая очаровательная агентесса и начальник, которого сохранили на чип – в нашей подборке лучших игр про суперагентов
Сегодня на экраны выходит «Миссия невыполнима: Последствия», очередная часть одной из самых важных шпионских киносерий современности. Мы решили воспользоваться поводом, рассказав, что делать тем, кто любит не только смотреть про шпионов, но и играть в них.
Tom Clancy’s Splinter Cell
В начале нулевых игры под лейблом Tom Clancy’s находились на пике своей формы: Rainbow Six и Ghost Recon были серьезными спецназ-шутерами, в которых думать приходилось чуть ли не чаще, чем стрелять. Наконец, Splinter Cell рассказывала о бойце-одиночке, играть за которого — не менее интересно и сложно, чем за целую команду.
Итак, Сэм Фишер — секретный агент Агентства национальной безопасности, уникальный специалист, каких в мире единицы. Сэм работает глубоко в тылу врага, почти всегда без напарников, так что ему приходится полагаться лишь на собственные навыки, а также набор высокотехнологичных гаджетов.
В 2002 году первая часть Splinter Cell была, пожалуй, самым проработанным шпионским экшеном на тот момент. В Ubisoft Montreal сделали очень реалистичный стелс — со сложной механикой видимости и укрытий, а также неглупыми врагами, поднимавшими панику в любой подозрительной ситуации. Фишер ловко лазил по стенам, разнообразным трубам и перилам, и даже мог стрелять, повиснув вниз головой. Кроме того, Splinter Cell была очень стильной, с отличной озвучкой и неплохим (особенно по меркам Тома Клэнси) сюжетом.
Подобной концепции игра придерживалась в трех продолжениях (Pandora Tomorrow, Chaos Theory и, в чуть меньшей степени, Double Agent). А вот вышедшие в 2010 и 2013 годах Conviction и Blacklist оказались заметно проще — они допускают более агрессивные стили прохождения, в них появились откровенно читерские приемы, вроде возможности заранее отметить нескольких врагов, а затем гарантированно их перестрелять. Совсем аркадными эти игры не стали, но начинать знакомство со Splinter Cell все-таки лучше с ранних частей.
Metal Gear Solid
Splinter Cell регулярно сравнивают с другой легендарной шпионской серией, Metal Gear Solid — хотя сравнивать здесь почти и нечего. Если в первой ставка делается на «реалистичность», то от сумасшедшего стиля второй неподготовленный игрок может растеряться. Клоны и киборги, мутанты и боевые роботы, отставные военные и суперагенты — и все это на фоне очередной войны глобальных суперсил. Автор серии, Хидео Кодзима, явно писал сюжеты всех Metal Gear Solid под впечатлением от самых увлекательных баек и теорий заговора, связанных с реальными спецслужбами разных государств. И получилось здорово — игры проходятся на одном дыхании как благодаря самим сюжетам, так и из-за шикарной постановки.
Геймплей Metal Gear Solid тоже в первую очередь основан на стелсе, но сделан попроще — достаточно быстро здесь понимаешь трюки, помогающие незаметно ликвидировать врагов или избавиться от их внимания, если все-таки подняли тревогу. Исключение составляет разве что навороченная пятая часть — здесь у главного героя появляется база, которую можно прокачивать в многочисленных второстепенных миссиях, получая бонусы для основного прохождения. Необычное для серии решение, но стали бы разработчики продолжать ее в том же духе, мы вряд ли узнаем — не так давно Хидео Кодзима поругался с Konami, так что пятая часть, вероятно, останется последней классической игрой серии.
No One Lives Forever
NOLF — один из главных в списке «игры нашей молодости, которые немедленно стоит воскресить». В начале нулевых Monolith Productions выпустила чуть ли не лучшее игровое приключение в стиле Джеймса Бонда. Альтернативные шестидесятые, сюжет о противостоянии США и СССР, стоящие за этой борьбой тайные организации, сумасшедшие ученые, коварные злодеи и отважные шпионы, которые им противостоят. Ну и, конечно, Кейт Арчер — главная героиня и по совместительству одна из самых красивых девушек в истории видеоигр.
Классический стелс-геймплей можно найти только в первой NOLF — в продолжении хоть и есть стелс-эпизоды, но основной упор сделан на экшен. Впрочем, это вряд ли минус — играть интересно благодаря отличной динамике, множеству интересных моментов, а также арсеналу совершенно безумных гаджетов, среди которых бомба в виде кошки — самое безобидное, что только можно найти. Вторая часть отличалась потрясающим дизайном уровней и хорошей для своего времени графикой, так что поиграть можно и сегодня. Но повторимся: мы хотим новую игру про очаровательную Кейт Арчер!
Deus Ex
А вот Deus Ex — как раз пример серии начала нулевых, которую удалось воскресить спустя почти десять лет. Оригинальная игра уже давно стала иконой киберпанка. В 2052 году дела на Земле идут совсем плохо — власти не справляются с пандемией смертельно опасного вируса, гражданскими бунтами, террористическими организациями и ведущими закулисную игру мегакорпорациями. Распутать этот клубок предстоит Джей-Си Дентону, оперативнику UNATCO, антитеррористического подразделения ООН, который окажется в самом центре заговора, цель которого — установление нового мирового порядка.
Продолжение Invisible War вышло очень спорным, так что эту часть серии можно пропустить. А вот новая дилогия Human Revolution и Mankind Divided (2011 и 2016 годы) — ничуть не хуже оригинала. Ее действие происходит на несколько десятилетий раньше, когда человечество только-только освоило массовый выпуск аугментаций для медицинских целей и улучшения людских способностей, что, конечно, привело к куче проблем — от сегрегации до попыток перехватить власть.
Все Deus Ex поражают нелинейностью и свободой действий — каждое задание здесь можно пройти несколькими способами, а главного героя можно развить в любую сторону, от крутого штурмовика до слабенького хакера. Кроме того, новая дилогия очень хороша вниманием к деталям — количество и качество побочных заданий, а также просто интересных мелочей здесь поражает.
Alpha Protocol
Alpha Protocol — одна из самых спорных игр Obsidian Entertainment. В 2010 году компания связалась с малознакомым для себя жанром шпионского экшена, в котором предсказуемо провалилась: стелс, перестрелки, гаджеты — все в этой игре сделано на «троечку». Не сильно интереснее оказался и сюжет: противостояние сверхдержав, русская мафия, террористические организации, суперсекретная служба — все это мы уже не раз видели.
Тем не менее, несмотря на обилие клише, следить за сюжетом Alpha Protocol интересно. Дело в том, что нелинейность здесь чуть ли не на уровне Heavy Rain или Detroit — на будущие события влияет каждое решение игрока, каждая реплика в диалоге. Открываются новые миссии, погибают важные персонажи, меняется отношение основных игровых группировок к главному герою — к концовке здесь можно прийти множеством путей. Так что если вы любите нелинейность и сюжетные истории — Alpha Protocol можно и попробовать, простив ей посредственный геймплей.
Invisible Inc
Независимая организация секретных агентов, которая следит за порядком в мире — идея достаточно популярная в шпионских книгах, фильмах и играх. Впрочем, в Invisible Inc эта организация терпит поражение — сразу несколько мегакорпораций объединились и нанесли решительный удар противнику, который мешает им делить власть. От организации осталась лишь группа агентов, а также их лидер — искусственный интеллект, который сохранили на переносной чип. Питания хватит на три дня, за которые игроку предстоит найти выход из ситуации.
Invisible Inc. — настоящий подарок для любителей умных стратегий. Время летит очень быстро, так что надо рассчитывать свои действия до минуты. Миссий на выбор много, каждая дает определенные бонусы, вроде возможности прокачать агентов, но понять, что реально важно для прохождения, получается не всегда. Сами миссии — классическая пошаговая тактика, в которой придется скрытно устранять противников, взламывать охранные системы, а порой и вступать в открытый бой, после которого редко удается сохранить всех агентов. Пройти Invisible Inc. с первого раза непросто даже на самом низком уровне сложности. Впрочем, это и не нужно — каждое прохождение длится несколько часов, а в финале, даже проиграв, вы получаете какое-нибудь улучшение, полезное для следующей попытки. Кампания в Invisible Inc. генерируется с нуля, так что пройти игру можно с десяток раз, постоянно открывая что-то новое.
Разработанная небольшой инди-командой Invisible Inc. — одна из самых новых игр в нашей подборке. Она же — демонстрация того, что случилось с жанром в последние годы: почти все крупные серии или закрыты, или находятся в состоянии, когда их судьба официально неизвестна. Так что остается играть в перечисленные проекты, и ждать смены тренда, когда шпионская тематика вновь станет популярной.