- Цена: $17,99
Я люблю возиться с древним компьютерным железом. Для совсем древнего железа крайне желательно иметь мышь, подключающуюся через COM-порт — PS/2 был далеко не везде, массово только на поздних 486 появился. В принципе, шариковую COM-мышь найти не особо сложно. Но хоть шарики это и аутентично, мне всё хотелось именно оптическую — а здесь уже возникают проблемы.
Большинство таких мышей делались уже под PS/2, под COM-порт практически не было вариантов. Были комбо-мыши, с переходниками PS/2<->com, но они достаточно редки и дороги, если попадаются. Да и есть сомнения, что для светодиода хватит питания с COM-порта.
Но, как выяснилось, ещё вполне продаются оптические мыши первого поколения, которые работали на специально обученных координатных ковриках. Их было два варианта.
Немного истории
Первый — с инфракрасным сенсором (изобретатель — Steve Kirsch из Mouse Systems Corporation), который работал на металлической поверхности, покрытой специальными чернилами. В актуальное время у меня была мышь, сделанная по такой технологии — Genius MyMouse Optical:
Мышь работала исключительно на своём коврике, была требовательна к его ориентации — если повернуть не в ту сторону, то у сенсора ехала крыша. Если же коврик терялся, то мышь становилась бесполезна. Я уж не помню, куда она у меня в итоге делась.
Второй вариант сенсора придумал Richard F. Lyon из Xerox. В его варианте в качестве коврика использовалась простая координатная сетка, которую, к примеру, можно распечатать на принтере и использовать в качестве коврика любой лист бумаги.
Оригинальная мышь (Xerox 8010 Star) выглядела вот так:
Кусочек коврика. Печатаете и пользуетесь.
Современные оптические мыши появились в продаже в 1999 году, с выходом MS IntelliMouse Explorer. Их сенсор уже не требовал специального коврика и работал на любой* поверхности.
* любая поверхность — это та поверхность, на которой работает мышь 🙂
Но вернемся к нашим мышам.
Доставка
У продавца доставка в Россию не заявлена, но я набирал посылку у посредника pochtoy.com, потому просто докинул туда эту мышь. Посылка шла простой почтой, дошла где-то за месяц. Приехало в простой картонной коробке, даже не сфотографировал.
Внешний вид
Внутри коробки была мышь в пакетике и полосатый коврик с пометкой для правильной ориентации.
Мышь на коврике. Колёс у мыши нет — потому что не олдскул, просто три кнопки.
На брюхе этикетка и два датчика, которые объясняют, почему координатные линии на коврике нарисованы именно так, как нарисованы. Один датчик считает вертикальные полоски, второй — горизонтальные.
Внутри обнаружилась забавная конструкция со световодами. И пометка о том, что мышь разработана в 1996 году.
Использование
486 я ещё потихоньку ковыряю, там из двух материнок пробую одну сделать. Потому мышь тестировал на своём ноутбуке с Windows 98. Правда он больше для досовских игрушек используется, потому винда грузится не так уж часто. Ну и пусть у него есть PS/2-порт, но COM-мышь тоже пригодится, потому что в PS/2 может понадобиться воткнуть внешнюю клавиатуру. А рабочий разветвитель я пока найти-сколхозить не могу.
Используемый досовский драйвер не позволяет две мыши иметь, по умолчанию он ищет мышь на PS/2 и включает встроенный трек-пойнт. Но можно поменять очерёдность поиска и сказать, чтобы сперва проверял COM-порт. Тогда если мышь подключена, то будет запущена она, если не подключена — то трекпойнт.
Учитывая то, что ретроПК используются обычно для ретроигр, проверял поведение мыши я на играх. Квейк — первая игра, принудившая играть в FPS с мышью. Конечно, профессиональные думеры скажут «фи», но все игры до квейка нормально проходились на клавиатуре.
Играть можно, но мышь довольно чувствительная — пришлось понизить в настройках. Прошел первый эпизод на нормале, без смертей. Привык к мыши и стал попадать туда, куда хочу, где-то к третьему уровню. Ну и надо учитывать, что квейк у меня тут только в 320х200 бегает нормально, видеокарта ему слабовата. Так что точность с таким разрешением понятие расплывчатое, на дальних расстояниях у вас несколько кучек пикселей, которые закрывает перекрестие прицела.
В целом, я бы оценил поведение мыши в игре как нормальное для казуала — даже рокет-джамп сделать можно, а вот папкам будет тяжко.
Ещё проверил мышь в Master of Orion 2 и Heroes of Might and Magic 2. И там и там совершенно никаких проблем с управлением не было, всё прекрасно работает.
Ну и загрузился в Windows 98. Мышь не Plug&Play, надо запускать поиск оборудования. Находится «Стандартная мышь для COM-порта»:
Чувствительность тоже пришлось несколько урезать, после этого всё стало работать так, как этого ожидаю от мыши.
Ну и вопрос, который наверняка кому-то придёт в голову — а может ли мышь без своего коврика работать?
Да, может — координатную сетку на чём угодно рисовать можно. К примеру, просто сделать копию коврика на принтере.
Вердикт
Если рассматривать именно как мышь — явно офисное решение, для активных игр слабо подойдёт. Но нельзя сказать, что для них непригодна — на уровне казуала против компьютера поиграть можно. Но вот в сетевой игре, где нужно быстро маневрировать, я бы на эту мышь полагаться не стал.
На счёт цены — да, великовата. Если рассматривать просто как мышь. Но вот как корм для ностальгии — вполне в тех пределах, которые я установил. Шариковая бэушная мышь, конечно, будет стоит ощутимо дешевле. А оригинальная оптическая из девяностых — ощутимо дороже.
Вещь очень нишевая, при этом не совсем аутентичная для эпохи — произведена явно позже, пусть и по близким технологиям. Но если вы не пурист, которому обязательно, чтобы всё используемое было строго из тех самых времён, а просто испытываете лёгкий приступ ностальгии, то такая мышь может быть полезна. Потому что лично я давно привык к комфорту оптических мышей, а ностальгии по чистке роликов и шариков не испытываю.