​Рецензия на спектакль «Демократия», РАМТ. От взлёта до падения

​Рецензия на спектакль «Демократия», РАМТ. От взлёта до падения

Жизнь лауреата Нобелевской премии мира, четвёртого канцлера ФРГ Вилли Брандта достойна байопика. Выходец из простой семьи, активный участник антифашистского подполья начал свою политическую карьеру в конце 1940-х. Став канцлером в 1969 году, он многое делал впервые. Первым из немецких канцлеров посетил Израиль, первым преклонил колени перед монументом жертвам нацизма в Варшавском гетто, первым встретился с главой правительства ГДР.

​Рецензия на спектакль «Демократия», РАМТ. От взлёта до падения

Вилли Брандт вошёл в историю как один из «отцов разрядки», улучшив отношения ФРГ с соцлагерем и способствуя вступлению двух Германий в ООН. Потеряв свой пост из-за шпионского скандала, он надолго ушёл в тень, но до политического возрождения дожил – Брандт был невероятно популярен, когда пала Берлинская стена, ведь он всегда мечтал об этом.

​Рецензия на спектакль «Демократия», РАМТ. От взлёта до падения

Периоду величия Брандта на политической арене и краху всего в один миг посвящен спектакль «Демократия» в Российском молодёжном академическом театре (РАМТ) по одноимённой пьесе Майкла Фрейна. Постановщики не стремились к исторической точности и портретному сходству с прототипами. И главный герой там не Брандт, а человек, ставший причиной его падения, – шпион ГДР Гюнтер Гийом (Пётр Красилов). Засланный Штази в ФРГ, он сделал не менее головокружительную карьеру. Начав с поста простого чиновника, вырос до ближайшего помощника первого лица государства, при этом успешно работая на другую Германию.

​Рецензия на спектакль «Демократия», РАМТ. От взлёта до падения

Зритель окунается в мир политики, где женщинам не место. На сцене лишь реальные участники тех событий, кроме Арно Кречмана (Андрей Бажин) – куратора Гийома из Штази. Один из героев весь спектакль надменно безмолвствует, восседая в ложе. Это шеф Штази Миша (Маркус Вольф), и от его всевидящего ока никуда не скрыться, хоть и играет его манекен. На общем фоне массивной фигурой выделяется Вилли Брандт (Илья Исаев). Он политический тяжеловес, задавит кого угодно из окружающих, вытянутых по струнке мелких сошек, готовых в любой момент переметнуться в другой лагерь или перетянуть одеяло на себя, если обстоятельства заставят.

​Рецензия на спектакль «Демократия», РАМТ. От взлёта до падения

На сцене полупрозрачная конструкция с вращающимися перегородками. Она постоянно передвигается, олицетворяя собой бесконечные чиновничьи коридоры и агитпоезд Вилли Брандта. Стулья и столы тоже прозрачны – это же демократия! Вглубь зала от сцены уходит длинный помост – ещё один символ этого политического строя. Словно любой может ступить туда и начать претворять в жизнь власть народа. Только в зрительском зале по бокам можно заметить зловещие манекены, следящие за теми, кто туда заходит и оттуда выходит. А Арно Кречман как невидимка прохаживается между героями во время всего действия, мотая на ус всё увиденное.

​Рецензия на спектакль «Демократия», РАМТ. От взлёта до падения

Интересно наблюдать за преображениями Гюнтера Гийома. Глуповатый, наивный и счастливый от того, что получил ответственное задание в начале, он уже к середине действия становится настоящим дельцом. Легко вникая во все тонкости работы помощника канцлера, он становится его правой рукой и незаменимым для разведки ГДР. Гийом по-настоящему кайфует, всё успевая и продумывая до малейших мелочей, и словно сам не верит, что это так просто.

​Рецензия на спектакль «Демократия», РАМТ. От взлёта до падения

Особое внимание акцентируется на личных отношениях Гийома и Брандта. Будучи сначала причиной раздражения для канцлера, Гийом постепенно завоёвывает его доверие и становится поверенным в делах интимного характера, лично организуя ему встречи с женщинами. Когда возникают подозрения в шпионаже, Брандт будто пытается выгородить коллегу, приглашая его вместе отдохнуть с семьями. А отпуская Гийома в последний отпуск, канцлер даёт ему шанс сбежать из страны, но тот его не использует. 


Пути поверженных героев расходятся навсегда, но им не хватает друг друга. Один уже в тюрьме так и продолжает волноваться за расписание и внешний вид своего канцлера, второму не с кем поделиться сомнениями в правильности принятого решения. Два человека исчезают в темноте, их судьбы разбились о государственные интересы. В финале мелькают кадры падения Берлинской стены и лица счастливых людей уже в объединённой Германии, но Брандту и Гийому не суждено встретиться. 

Режиссёр: Алексей Бородин 

Художник: Станислав Бенедиктов 

Художник по костюмам: Станислав Бенедиктов 

Художник по свету: Андрей Ребров 

В ролях: 

Илья Исаев, Пётр Красилов, Андрей Бажин, Алексей Блохин, Александр Доронин / Виктор Панченко, Александр Рагулин, Олег Зима, Алексей Весёлкин, Алексей Мясников, Маслов Алексей / Рагулин Александр, Виталий Круглик, Николай Угрюмов, Павел Хрулев, Константин Юрченко 

Фортепиано – Кириллов Алексей

Место: РАМТ

Продолжительность: 2 часа 40 минут

Оцените статью