Рецензия на спектакль «Гамлет. Драматический конструктор», Электротеатр Станиславский. Не важно, что вы знаете, важно, что вы НЕ знаете

Рецензия на спектакль «Гамлет. Драматический конструктор», Электротеатр Станиславский. Не важно, что вы знаете, важно, что вы НЕ знаете

Современный театр – это история немного по кругу и практически бесконечно – сложно сказать, где начинается и где заканчивается, какие функции/роли кто исполнил. Новый проект Электротеатра как раз об этом.

Рецензия на спектакль «Гамлет. Драматический конструктор», Электротеатр Станиславский. Не важно, что вы знаете, важно, что вы НЕ знаете

Хотя в названии есть и Гамлет, и Шекспир, их не будет в известном вам виде. Драматическая основа спектакля – импровизация по оригинальному тексту в разных переводах, в том числе и самих участников. Ключевое слово – «импровизация». От оригинального текста остается метасюжет и его интерпретации участниками. «Быть или не быть» прозвучит, но обозначит уже что-то совершенно другое.

Рецензия на спектакль «Гамлет. Драматический конструктор», Электротеатр Станиславский. Не важно, что вы знаете, важно, что вы НЕ знаете

Премьерные показы – это заключительный этап большого проекта – лаборатории, созданной специально для этой постановки, главным художником театра Анастасией Нефедовой. В нее вошли компания свободных художников «НЕЖИТЬ», Московский международный университет, Мастерская Индивидуальной режиссуры МИР-5 и Электротеатр Станиславский. Видимыми этапами работы лаборатории были разные публичные мероприятия – от диспутов с участием специалистов по творчеству Шекспира до акции Мумификация (где любой пришедший мог превратиться в свою полиэтиленовую мумию/копию).

Рецензия на спектакль «Гамлет. Драматический конструктор», Электротеатр Станиславский. Не важно, что вы знаете, важно, что вы НЕ знаете

Визуальная (объектная) часть спектакля распространилась на все доступное пространство – во дворе Электротеатра болтается труп Полония и чья-то кровеносная система, в фойе малой сцены – бассейн с трупами и кресла с ними же. Проход в зрительный зал организован через темные проходы, которые то ли завод по производству нежитей, то ли стена эльсинорского замка. Логично, что с этой стены попадаешь в главный зал (он же – все пространство малой сцены), где уже поджидают шесть персонажей (допустим), полиэтиленовые мумии повсеместно (на зрительских стульях, на стенах, на специальном устройстве в центре).

Рецензия на спектакль «Гамлет. Драматический конструктор», Электротеатр Станиславский. Не важно, что вы знаете, важно, что вы НЕ знаете

Разговор о призраке, Полоний и Гертруда, Гамлет и Горацио, Лаэрт, Офелия, «быть или не быть», бродячие артисты, «иди в монастырь», «вот рута», поединок – отправные точки импровизации и опорные точки для зрителей. Этот драматический конструктор артисты собирают прямо сейчас, и, кажется, с непредсказуемым результатом. В финальной сцене поединка Гамлета и Лаэрта никто не дрался, но все умерли, в вакуум втянулся весь мусор эльсинорских дрязг.


Продекларированный создателями исследовательский подход как «попытка изучения возможности работы с нетеатральными материалами, привлечения в театр актуальных отношений человека и экологии во всех смыслах» (А. Нефедова) дает неожиданные результаты. Видимые – костюмы артистов из ресайкл материала, похожего на бумагу, мумии из полиэтилена – дают сильный эмоциональный эффект. Внутренние – отсутствие жесткой режиссуры и сценографии, аскетичный саунд (скрип пластика разной громкости) – тоже работают на него.

Режиссер – И. Козин

Сценография и костюмы – А. Нефёдова

Авторы и участники – Д. Борисов, М. Дорогова, В. Корниченко, А. Новицкий, Д. Прутов, С. Сатаева

Место – Электротеатр Станиславский, малая сцена

Продолжительность – 2 часа с одним антрактом

Фото: Олимпия Орлова

Оцените статью