Рецензия на спектакль «Русская война Пекторалиса», Театр Олега Табакова. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

Рецензия на спектакль «Русская война Пекторалиса», Театр Олега Табакова. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

Театр Олега Табакова под руководством Владимира Машкова на своей Сцене на Сухаревской в канун 8 марта, представил премьеру спектакля «Русская война Пекторалиса». Дата премьеры оказалась очень символичной, ведь на сцене в большинстве актеры-мужчины.

Рецензия на спектакль «Русская война Пекторалиса», Театр Олега Табакова. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

«Русская война Пекторалиса» – это история о немецком инженере Гуго Пекторалисе. Он отправляется в Россию, надеясь на открытие своего дела и получения немалого дохода. Он ничего не знает о людях России и в своем путешествии полагается только на свою «железную волю». Но в новой для себя стране он сталкивается с вещами, не поддающимися логическому объяснению, и встречает людей непонятных его математическому разуму, живущих и действующих как Бог на душу положит. Понятно, что победить он в принципе не может. Только вот никто ему этого не объяснил и он, бедолага, бьется с окружающей действительностью, не желая уступать.

Рецензия на спектакль «Русская война Пекторалиса», Театр Олега Табакова. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

В роли Гуго – Иван Шибанов. «Я не играю немца, я играю гордыню. Главное мельничное колесо, которое перемалывает всю его жизнь – это гордыня, максимализм, фанатизм… Он считает себя идеальным человеком, самым лучшим во всем, превосходящим все во всем, но попав на нашу территорию и не сумев понять русский характер, русскую душу, он терпит крах. Пекторалис не сумел стать победителем», – сказал актер.

Рецензия на спектакль «Русская война Пекторалиса», Театр Олега Табакова. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

Несмотря на то, что периодически во время спектакля закрадывается мысль «немцам это показывать нельзя», спектакль скорее о наших национальных чертах, и немножко о том, что «не зная броду, не суйся в воду». И нет особой разницы от чего умирать, от упрямства или от пьянства.

Рецензия на спектакль «Русская война Пекторалиса», Театр Олега Табакова. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

Визуальный ряд спектакля – смесь стимпанка и русских-народных мотивов. Довольно забавная смесь, надо сказать. На сцене все время что-то движется. Поднимаются и опускаются стены, появляются из глубин железные машины инженера, много дыма, света и звука. Девочки — вещуньи в светящихся костюмах бродят среди зрителей. Отец Флавиан разъезжает по сцене на высоком стуле-троне. И все поют. Музыки и песен в спектакле достаточно. С избытком здесь и хорошей актерской игры. Иван Шибанов (Пекторалис), Виталий Егоров (Федор Афанасьевич), Евгений Миллер (Жига) – яркие, многогранные характеры лесковских персонажей переданы точно и органично. Впрочем, остальных героев назвать второстепенными язык не поворачивается. На сцене – тот самый «великий русский народ», умом который не понять, войском не сломить, но порой – и не образумить.

Рецензия на спектакль «Русская война Пекторалиса», Театр Олега Табакова. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

«Анекдот про немца», как называл его сам Лесков, кажется смешным только на первый взгляд. Эта раздражающая правда жизни заставляет зрителя обратить внимание на себя и окружающую действительность. И эта действительность вряд ли принесет утешение.

Рецензия на спектакль «Русская война Пекторалиса», Театр Олега Табакова. Что русскому хорошо, то немцу – смерть

Другое дело, что кроме осознания неприглядной правды жизни и радости от актерского ансамбля, остается очень много вопросов к постановке. К тому, как режиссер перенес тонкую, многослойную прозу Николая Лескова на сцену. Сохранил ли динамику, ритм (спектакль идет более трех часов). Смог ли уйти от той «анекдотической» легкости, лежащей на поверхности? Хватило ли немецкой точности и ясности, чтоб передать русский характер? На эти вопросы лучше ответить самому, ведь сколько зрителей – столько и мнений. Тут главное – не заблудиться в антракте в зеркальных лабиринтах обновленной «Табакерки» и вовремя вернуться в зал.

Режиссёр: Сергей Пускепалис

В ролях: Александр Воробьев, Виталий Егоров, Евгений Миллер, Иван Шибанов, Дмитрий Бродецкий, Владислав Наумов, Владислав Миллер

Место: Московский театр Олега Табакова

Продолжительность: 3 часа

Оцените статью