Рецензия на спектакль «Точка и линия на плоскости», Площадка «Скороход». Кому нужны подсказки?

Рецензия на спектакль «Точка и линия на плоскости», Площадка «Скороход». Кому нужны подсказки?

В прошлогодней коллекции всемирно известный дизайнер Гоша Рубчинский вдохновлялся русским авангардом вообще и Малевичем в частности. Про один из свитеров в интервью Financial Times он рассказал, что это намек на футбольный матч — видите мячик и игроков? Идея — не Гоши, а самого Малевича: картина называется «Живописный реализм футболиста». И на ней, по одной версии, можно увидеть поле с командой, мячом и воротами. А по другой — перевёрнутую фигуру игрока: тогда круг — это голова, а нижний параллелограмм — это нога, бьющая по мячу. О втором смысле картины Гоша, видимо, не знал, потому что отзеркалил композицию не полностью: нога оказалась повернута в обратную сторону. Вы спросите, какое отношение эта история имеет к спектаклю Тани Вайнштейн «Точка и линия на плоскости»? Почти прямое!

Рецензия на спектакль «Точка и линия на плоскости», Площадка «Скороход». Кому нужны подсказки?

Был ли этот случай ошибкой цитирования, троллингом российской сборной по футболу или пессимистичным пророчеством к ЧМ-2018 — для нас сейчас не важно. Важнее свойство абстрактной живописи, которое он иллюстрирует. А именно: в ней можно увидеть что угодно, и даже одну и ту же тему раскрыть для себя по-разному. Подсказка лишь задаёт мысли вектор, предлагая воспринимающему нафантазировать детали. Вряд ли, если бы картина называлась «Живописный реализм игрока в водное поло» или «Девочки собирают грибы в лесу», это вызвало бы у нас какое-то противоречие. А ещё один авангардист Василий Кандинский, чьё творчество легло в основу постановки Тани Вайнштейн, был против даже таких подсказок: «Композицию VI» он сначала назвал «Потоп», а потом решил не мешать аудитории созидать собственные смыслы и отказался от символического названия. Так вот, «Точка и линия на плоскости» — это сценическое полотно в лучших традициях авангардной живописи. И если вы не боитесь заблудиться на неизведанной территории и не против того, чтобы свободно посозидать смыслы — просто не читайте дальше и сходите в «Скороход»! А с остальными мы продолжим.

Рецензия на спектакль «Точка и линия на плоскости», Площадка «Скороход». Кому нужны подсказки?

Пять человек на сцене — разрозненные точки на плоскости. На заднем плане, за дождём из вертикальных линий — человек за ударной установкой, который задаёт действию темп, ставя метафорические точки в воздухе. Персонажи делают разные вещи: танцуют, корчатся от боли, что-то ищут, борются с собой и друг с другом, разыгрывают сценки из жизни, рассказывают печальные истории о себе и ком-то. Согласно замыслу режиссёра, герои постановки — люди, которые бьются со своими страхами, переживают потери и неудачи, в том числе любовные, страдают от одиночества и, зарывшись в кокон своих проблем, не могут увидеть в другом родственную душу. Если считать этот смысл, спектакль становится чем-то вроде терапии, площадки для проработки собственных зажимов, страхов и незакрытых любовных гештальтов.

Рецензия на спектакль «Точка и линия на плоскости», Площадка «Скороход». Кому нужны подсказки?

Но если смотреть действо без подсказки, вполне можно понять его, например, как отражение внутреннего мира человека, который есть разрозненная комбинация чувств, эмоций, воспоминаний — совершенно хаотичная и неожиданно гармоничная, как композиция Кандинского. Или, перепрыгнув через уровень частных личностей, декларированный создателями, увидеть здесь законы, по которым существует общество: социальные ритуалы, стереотипы и табу, которые организуют его и делают из нагромождения точек и линий единое целое.


Впрочем, возможно, вы рассмотрите в этой абстракции что-то совсем другое… Главное — отпустить поводья и не стараться во что бы то ни стало осмыслить действие логически. Кстати, если довериться происходящему, в какой-то момент уровень вовлечённости станет таким, что захочется поучаствовать в нём — издать какой-то звук или начать двигаться… Жаль, постановка не интерактивная.

Режиссёр: Таня Вайнштейн

Художник по свету: Анатолий Ляпин

Медиахудожник: Тайлер Коллинз

Звук и музыка: Алексей Полярный

В ролях: Анна Буданова, Владимир Кузнецов, Леонид Нечаев, Мария Пономарёва, Александр Челидзе

Место: Площадка «Скороход»

Продолжительность: 1 час 15 минут

Оцените статью