Rcharlance HS — D003 . Многофункциональный складной нож — нож моряка.

  • Цена: $6.99
  • Здравствуйте.Обзор очередного многофункционального ножа. Я уже было опубликовал этот обзор, но по незнанию обозвал сабж ножом электрика — клинки похожие. Вот только в ноже электрика нет странного инструмента в виде изогнутого шила, этому я не придал значения, думал, что это что-то типа развертки. Но первые же возмущенные комментарии сказали мне, что я в корне не прав. Пришлось убрать обзор в черновики и полностью переделать. Открыл много для себя нового. Теперь публикую другую версию обзора

    «Нож моряка» это собирательный термин. Такие ножи называют по разному -шлюпочный, боцманский, такелажный, яхтенный, парусный. Основная примета этих ножей «клык» — изогнутое толстое шило, называется свайка. Свайка помогает развязывать плотные узлы на тросах и делать другие манипуляции с плетеными канатами.

    Сабж представляет собой неточную копию армейского ножа британского Военно Морского Флота под названием JOSEPH RODGERS ARMY JACK KNIFE «CHURCHILL». В таком виде выпускается с 1952 года. А вообще принят штатным в 1939 году.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    За 1500 и более рублей, можно купить оригинал тех времен, видавший виды, но тем и ценный…

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Делались шлюпочные ножи и у нас в период СССР на заводе «Октябрь» г. Ворсма. Эти ножи гораздо крупнее. Клинок у них 10,5см.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Здесь можно еще почитать о таких ножах.

    История морских ножей
    Всякий, видевший хоть раз в жизни настоящий морской нож, не спутает ни с каким другим его резко закругленный с обуха клинок и почти прямое лезвие. Почему он имеет такую форму, не всегда ответит и бывалый морской волк. Скорее всего, он сошлется на традицию. И будет прав: традиции на флоте издавна чтут и уважают. Но откуда она пошла?

    Длительная изоляция небольшого коллектива всегда сопряжена с риском конфронтации, скандалов и даже физического насилия одной его части над другой. Именно поэтому экипажи космических кораблей и полярные экспедиции при формировании проходят цикл тестов, связанных с оценкой способностей их участников ужиться между собой. Раньше вопрос решался куда как проще. Имя решению было жесточайшая дисциплина.

    Начнем с того, что на большинстве флотов вплоть до конца XIX в. начальство секло матросов самым беспощадным образом. Заехать кулаком в нос или зубы также не возбранялось. Для наказаний более суровых пользовались «кошками», которые делаются из нескольких полутораметровых веревок толщиною в палец. Одна часть, длиной около метра, представляет собой просто веревку, другая же сплетена и связана в большие узлы. Дюжина ударов подобным инструментом переносится хуже, чем сотня толстыми прутьями — шпицрутенами, широко использовавшимися в армии.

    Понятно, что служба на таком флоте медом не казалась. Это исторически вызывало проблемы с комплектацией экипажей, несмотря на более чем упрощенный порядок набора. В Великобритании, чтобы завербоваться на флот, достаточно было выпить кружку пива за счет короля и взять аванс — один шиллинг. Флотские рекрутеры устраивали форменную охоту по пивным, отыскивая более или менее молодых и здоровых поклонников Бахуса в состоянии подпития. Пьяненького угощали кружечкой пивка, на дне которой моментально трезвевший выпивоха обнаруживал упомянутый шиллинг. Завербованный оперативно доставлялся к месту дальнейшего прохождения службы, где из него быстренько выколачивали остатки хмеля и независимый дух подлинного британца.

    Примеров флотским жестокостям — великое множество. Так «Владычица морей» в течение многих лет руководствовалась законами, в основу которых лег так называемый «кодекс Олерона», который Ричард Львиное Сердце использовал для поддержания порядка при транспортировке своего воинства в Святую Землю. Вот несколько цитат из него:

    — Любой, кто будет законно обвинен в намерениях нанести удар ножом либо другим оружием с целью пустить кровь, должен быть лишен руки.

    — Любой, кто совершил убийство в море на борту корабля, должен быть наказан таким образом. Убийцу нужно привязать к трупу своей жертвы и бросить в море.

    — Любой, кто совершит убийство на берегу, должен быть привязан к трупу и закопан в землю.

    Надо отметить, что со времен Ричарда кодекс изменялся отнюдь не в сторону гуманизации. В XV–XVII вв. провинившегося могли прибить за ступни к палубе. Непокорного могли отправить поплавать среди акул или вообще ободрать заживо. В сравнении с этими средствами такие устрашения, как повешение на рее или высадка на необитаемый остров, не выглядят столь жестоким наказанием.

    Команду вооружали только в исключительных случаях — при угрозе абордажа или производстве такового самостоятельно. Особый статус офицеров был призван подчеркнуть носимый ими кортик: не столько в качестве оружия, сколько как элемент одежды человека, наделенного особым положением и властью.

    Странные метаморфозы

    Проблема рабочих ножей моряков обострилась с начавшимся в середине XIX в. смягчением драконовской системы наказаний, применявшихся на флоте. Принцип комплектования экипажей каботажного флота к тому времени особых изменений не претерпели: в матросы вербовали всех желающих, в результате чего на корабле оказывалась крайне пестрая компания, не особо стремившаяся поддерживать дисциплину и постоянно задиравшаяся между собой. Флотское начальство было вынуждено вводить запреты на длинные ножи с остриями. Как это происходило на американском флоте, описано в книге Фредерика Харлоу «Становление моряка».

    Вот эпизод, посвященный набору новой команды торгового судна.

    — Ты, как тебя там?

    — Ганс, сэр!

    — Покажи-ка мне свой нож, — сказал старпом, поигрывая увесистым молотком. Получив в свое распоряжение обычный нескладной нож, давно уже ставший непременной частью экипировки матроса, он поместил острие клинка на край окованного железом люка и одним метким ударом отколол его.

    — Похоже, на твоем прежнем корабле не было старпома, который бы позаботился о твоем ножике, — заметил он, возвращая Гансу изуродованный нож. — Но я поддерживаю на этом корабле порядок и строго слежу за тем, что носят моряки. На моем корабле нет места ножам с остриями. И это — для твоего же блага. Если ты подерешься с другим матросом, то у вас не будет соблазна пустить в ход свои ножи. И поэтому вы будете драться как мужчины, тем оружием, которым снабдил вас при рождении Господь.

    Вернув нож, он велел Гансу встать в строй и занялся следующим кандидатом. Через сходную процедуру с отбиванием острия были пропущены все 14 моряков и пара юнг, которых сразу поделили на вахты. Затем экипаж был отправлен на полубак. По дороге туда огромный рыжий ирландец, который был просто убит метаморфозой, происшедшей с его ножом, бормотал себе под нос: «Не знаю, ребята, что вы себе думаете об этих строгостях. Я просидел на берегу последние десять лет, но раньше ходил на клиперах, супротив которых эта посудина — старая галоша. Там к моему ножу никто не цеплялся. В толк не возьму, что случилось?»

    А случилось вот что. В первой половине XIX в. на британском торговом флоте, а по его примеру и на других флотах, были введены правила, по которым морякам запрещалось иметь при себе на судне нескладные ножи с острием. Наказания за нарушения — штраф на весьма круглую сумму — распространялись не только на провинившегося матроса с подобным ножом, но и на наемного капитана, не уследившего за соблюдением правил. На первых порах еще допускались поблажки, связанные с использованием нескладных моделей, но к концу XIX в. и вплоть до конца Второй мировой войны единственным дозволенным видом ножа на торговом и военно-морском флоте была складная модель со специфическим «обрезанным» клинком.

    Свайка и такелажный ключ

    Первые складные модели были достаточно громоздки — в сложенном состоянии длина достигала 100 мм. Форма клинка — прямая. Впрочем, такой дизайн был оправдан для основной функции ножа — рубки троса. Если из бухты предстояло вырубить конец, то в месте, где планировалось делать надрез, накладывались две марки, а трос резался между ними. Если трос был достаточно толст, то его рубили в прямом смысле: ставили на него клинок ножа и наносили по его обуху удар мушкелем — деревянным молотком-киянкой. Парусный флот стремительно уходил в прошлое, а яхтинг процветал, эволюционировал в развлечение для состоятельных господ. Поэтому со временем нож стал более миниатюрным и компактным.

    Часто он дополнялся другим откидным предметом — свайкой для пробивания прядей троса и прочих такелажных работ. Ранние модели имели свайку, закрепленную на манер современного шила и штопора — в средней части рукояти. Однако куда как большее распространение получили ножи со сконцевым расположением этого инструмента. На одном конце со свайкой стояла и антабка: к ней крепили страховочный линь, чтобы не «упустить» нож за борт при волнении. Такие ножи утвердились на флоте уже к середине XIX в. Если свайка не имела фиксатора, то модель называли «нож яхтсмена», а если блокировалась пружиной в открытом положении, то модель считалась профессиональной — «такелажной».

    С помощью свайки раздвигают пряди троса, а также развязывают затянувшиеся узлы. Помимо откидных сваек многопредметных морских ножей свайки выполняют и как отдельный инструмент — из дерева и стали. Деревянную свайку из ясеня или дуба употребляют для работы с растительными тросами. У стальной свайки заостренный конец имеет овальное сечение, что облегчает работу со стальным тросом. Вставленная между прядями и повернутая на ребро, она позволяет легче пробивать ходовые пряди. В своем толстом конце свайки иногда имеют отверстие. Сквозь него продевается стропка, которая при работах на мачте или с толстым тросом, когда приходится с усилием вытаскивать свайку из-под пряди, надевается на руку. В зависимости от толщины троса меняется и размер свайки: чем толще трос, тем она больше. Некоторые свайки для стального троса имеют на конце канавку для прохода пряди троса при изготовлении сплесней и огонов.

    Реже на складном ноже имелся специальный откидной ключ для такелажных скоб. Как и свайка, он может выполняться и в виде отдельного инструмента. Блоки и коренные концы снастей чаще всего крепятся к привинченным к палубе обушкам при помощи такелажных скоб. Скобы делаются из оцинкованного железа или бронзы, концы которой соединяются болтом с резьбой или гладким пальцем. Скобы являются важной деталью, применяемой на парусных судах в самых разнообразных вариантах и различных размеров. Закрепить снасть к рангоутному дереву или парусу можно и без такелажной скобы — с помощью морского узла. Но предпочтительнее это делать все же скобой.

    Инструмент моряка

    Ножи для моряков к концу XIX в. делились на несколько видов. Первый, более традиционный, особых изменений не претерпел. Внешне он напоминал скандинавский нож~ небольшая модель без ограничителя, в глубоких кожаных ножнах, с клинком «щучкой». Их широко производили в Великобритании, Швеции, Голландии и прочих морских державах. Именно такие ножи, производимые фирмой Фискарз на заре XX в., получили в России название «финских». В каталогах же они именовались «матросские ножи». Иногда в их ножны вставлялись дополнительные инструменты — свайка и ключ. Такими ножами пользовались и в XX в. рыбаки: на промысловый флот многие «ножевые» строгости, царившие на каботажном или военно-морском флоте, не распространялись.

    Морякам ВМФ была предписана другая разновидность — нож складной со скругленным к концу клинка обушком. Именно на производстве такой продукции сосредоточились британские заводы в Шеффилде в начале XX в. На «армейской» модели такелажный ключ заменил более востребованный веком предмет- консервный нож. Свайку, правда, оставили — работу с узлами никто на флоте не отменял. За счет выполнения на конце центральной перегородки рукояти в конструкцию ножа удалось добавить еще один нужный предмет — отвертку.

    Между этими двумя «полюсами» существовало множество иных моделей — нескладные со скругленным у острия клинком, с откидными предметами и без них, а также с разнообразными дополнительными инструментами, как откидными, так и отдельными, вставляемыми в специальные гнезда тех же ножен, что и нож.

    Охотники на китов

    На китобойном флоте получила распространение похожая модель ножа с одним клинком, отличавшаяся более скоромными размерами и слегка изогнутой рукоятью. Считается, что небольшие размеры и отсутствие антабки были призваны обеспечить удобство работы с гарпунным линем — канатом, скреплявшим гарпун и лодку. Острый наконечник гарпуна был сделан так, что избавиться от него, если он входил в тело животного, было очень сложно. К гарпуну прикрепляли тонкий прочный канат — линь. Загарпуненный кит таскал за собой лодку, пока не выбивался из сил. Изредка, правда, кит выходил победителем: повреждал вельбот, и линь обрезали, отпуская животное, уносящее в своем теле гарпун.

    С обычного гарпуна китобои в XIX в. переключились на специальные ружья, позже превратившиеся в носовые гарпунные орудия. У убитого кита с помощью ножа сшивали рот, чтобы во время транспортировки он не открывался и не тормозил движение. Для этого китобои делали сквозные разрезы по краю верхней и нижней губы, а потом связывали через эти отверстия губы вместе. Нож использовался при закреплении кита буксировочными тросами, более толстыми, чем гарпунные лини. За с 1910 по 1979 годы в Мировом океане было добыто 2 миллиона 400 тысяч китов. Чтобы защитить их от полного уничтожения, с 1986 года китобойный промысел был прекращен, а ножи китобоев стали полузабытой диковинкой.

    Под ружьем

    Принятая в качестве штатной в Королевских ВМФ модель ножа быстро распространилась и на флотах иных стран. Во многом на это повлиял имидж «царицы морей», которая практически до середины XX в. определяла лицо «морской моды». Еще в XIX в. модель широко продавалась британскими фирмами из Шеффилда и Солсберри за рубеж и состояла на снабжении экипажей подавляющего большинства ВМФ морских стран. Наиболее известной является 3-предметная модель, состоявшая на снабжении стран НАТО и выпускавшаяся по британской лицензии для ВМФ Бельгии. Ее отличительной особенностью является массивная свайка, «британский» консервный нож и клинок с маркировкой «A.B.L.» и «Colasse» (основной контрактор), а также даты. Выступ на плашке с одного бока ножа выполнял роль отвертки, а на другом находилась антабка.

    Примечательно, что «морская» модель со временем оказалась и у британских бойскаутов. Отец скаутского движения, отставной английский генерал Роберт Баден-Пауэлл, прекрасно понимал, каким важным стимулом для юношей является обладание собственным армейским ножом. Поэтому он сделал его обязательной деталью экипировки английского скаута еще в 1908 году. Благо, скругленная форма конца клинка выглядела неагрессивно и обеспечивала определенный уровень безопасности неискушенному юному горожанину, готовящемуся стать «настоящим разведчиком».

    Сегодня прежнее вожделенное сокровище скаутов несколько девальвировалось. Юноши уже не очень интересуются ножиками, а их заботливые мамаши стремятся свести контакт своих чад с острыми клинками к минимуму. Да и законодательство «крепчает». Ныне в Великобритании любое лицо моложе 18 лет, желающее приобрести нож, должно не только привести с собой взрослого, но и иметь при себе заверенное письменное обоснование для приобретения ножа, выданное организацией скаутов или туристической секцией. На флоте, с переходом на новые формы комплектования судовых экипажей, былой запрет на модели с остриями давно утратил былую актуальность. Однако морской складной нож со скругленным клинком, единожды прописавшись на флоте, стал еще одним его непременным атрибутом.

    Но вернемся к нашим баранам к сабжу.

    Присылают ножик в непрезентабельной упаковке.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Накладки сделаны из акрилонитрилбутадиенстирола (АБС), но по ощущениям как из G10. Насечка глубокая, агрессивная, позволяет уверенно держать нож в руке. Стягивающий крепеж сделан на заклепках, что ограничивает возможности мелкого ремонта ножа.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    На торце имеется фиксированная плоская отвертка-монтировка с широким шлицом. Ей можно что нибудь подковырнуть или вывинтить. С другой стороны имеется довольно большая скоба для крепления на шнур -антабка.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Клинок небольшой, но мощный. Тип стали 5Cr13Mov. Длина 6 см, толщина в обухе 2,8 мм, спуски от обуха со сведением 0,8 мм. Такое сведение делает нож менее восприимчивым к повреждению режущей кромки.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Обработка инструментов- сатинирование. Острие ножа находится на одной линии с лезвием, такой профиль имеет свое название — Sheepfoot (овечье копыто). Хотя никакого сходства с копытом нет. Дело в том что клинками с такой формой в Англии срезали копыта у овец. Такой скругленный к острию обух снижает шанс поранится и когда то не давало возможности наносить серьезные увечья друг другу во время стычек между матросами в былые времена. Но это возможно легенда.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Следующий инструмент сочетает открывашку пробок и крышек и резак, которым можно вскрывать консервные банки.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Эти инструменты открываются в одну сторону, что неудобно, потому как иногда есть необходимость одновременно пользоваться и тем и другим.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Ну и последний инструмент — свайка. Ее предназначение- развязывание узлов на тросах. Крепко связанные узлы, не поддающиеся развязыванию вручную, ослабляют свайкой, проталкивая её острый конец между прядями, и постепенно расшатывая внутри узла. Длина свайки 7,5 см, диаметр в основании 10,5 мм.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Когда покупал, представлял нож себе примерно таких размеров. Немного ошибся.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    В действительности:

    В сложенном состоянии

    длина 104 мм

    ширина 36 мм

    толщина 18 мм

    Полная длина 180 мм

    Вес 158 г

    Замки в ноже типа slip joint, фиксируются инструменты бэкспейсерами собранными из двух пластин. Это повышает запас прочности. Все же нож изначально предназначен для силовых работ.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Хотел уже сказать, что нож достаточно качественный, но случилось непредвиденное- отвалился кусочек от одной пластины спейсера. Просто отломился. Не знаю — то ли перекаленный, то ли порошковая сталь некачественная. Ладно хоть не со стороны ножа. Но брак налицо, возможно единичный, но достался мне. Буду требовать компенсацию. А фиксация работает и на одной пластине.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Перехожу к практической части.

    Как «нож моряка» я сабж эксплуатировать не могу за отсутствием моря, яхты и даже лодки… Поэтому буду эксплуатировать его как обычный сухопутный рабочий нож. Все же клинок сабжа очень похож на клинок так называемого ножа электрика. И такой клинок можно точно позиционировать и делать рез, при необходимости контролируя его пальцем непосредственно над острием

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    А на свайке удобно формировать контакты под винты.

    Поэтому заменю вилку в тройнике. В ноже очень не хватает отвертки с небольшим диаметром, чтобы раскрутить вилку. Отрезаю иностранную вилку. Толстый кабель можно и перерубить ударяя подходящей деревяшкой по обуху. Нож изначально для этого предназначен — рубить тросы, не металлические конечно. Разрезаю оболочку провода вдоль. С таким острием легко контролировать глубину реза, чтобы не повредить внутренние провода. Снимаю надрезанную оболочку съемником.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Формирую на свайке колечки для крепления винтами. Прикручиваю провода и собираю вилку.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Деревяшку строгает из-за толстого сведения тонкими стружками-барашками.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Можно спокойно разрубить провод с толстой медной жилой без видимого повреждения режущей кромки.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Ну и ближе к шлюпочно-морской теме

    Резак вполне удобно открывает консервную банку. Судя по углу заточки он для этого и предназначен. Сломанный спейсер пока держится.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Клинком с заниженным острием очень удобно потрошить мелкую рыбу. Тут ситуация как с кабелем- нужно точно попасть в середину.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Через день наслаждаемся малосольной селедочкой иваси.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Несмотря на толстое сведение режет сырокопченую колбасу вполне прилично.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Нож изящным не назовешь. Конструкция довольно кондовая, нарочито грубая. Заклепки демонстративно не закрыты накладками. Но это и не полочник, а профессиональный нож. Инструменты раскрываются с усилием и фиксируются с щелчком. Но имеется небольшой горизонтальный люфт, а свайка в сложенном состоянии ходит где -то на 1 см. Так что с качеством сборки у ножа проблемы. Заводская заточка удовлетворительная — бумагу режет, а большего и не надо все же основное предназначение ножа не резка колбасы и масла.

    Нож для постоянной носки тяжеловат. Его можно возить в бардачке машины или лодки где он будет больше востребован, чем обычный нож

    Вот так, сам того не ведая, я обзавелся морским ножом.

    Rcharlance HS - D003 . Многофункциональный складной нож - нож моряка.

    Спасибо за внимание.

    PS. А за сломанный спейсер мне вернули 3 доллара.

Оцените статью