Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

  • Цена: 2328 р.
  • Недавний мой обзор тестера аккумуляторной батареи был раскритикован потому что «единственный объективный критерий оценки аккумулятора — нагрузочная вилка». Сегодня обзор будет как раз такого прибора, который нагружает аккумулятор и исследует просадку напряжения.

    Прибор пришел довольно быстро, особенно если считать приходом первую попытку. Дело в том, что доставляла компания ПЭК. С ней мне хронически не везет. Из четырех раз, когда мне доставляли что-то этой компанией, три раза по разным причинам впечатление оставалось негативное. Вот и сейчас — привезли в 23 часа 20 минут (ожидал с 17 часов) и объявили стоимость доставки — двести с чем-то рублей. Я знал, что доставка оплачена отправителем, но убедить курьера в этом не смог. Он, как и его коллега Печкин, — лишь показал мне посылку и ушел в метель. Потом выходные, потом разбирательства с ПЭКом. Несколько дней тянули кота за хвост, но выдали, наконец, коробку. Вот она:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Все красиво, культурно, свой скотчик у магазина — любо-дорого посмотреть.

    Коробка довольно крупная и увесистая.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Внутри — пупырный пакет, инструкция и сам прибор.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Инструкция довольно подробная.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Обстоятельно рассматривается техника безопасности, упомянуты и экологические вопросы, и вред от курения. Грозно предупреждают, что вскрывать прибор может только сертифицированный специалист. А чайнику, типа меня, позволительно лишь постучать отверточкой три раза по специально области на корпусе прибора. Область обведена рамкой тут же, на прилагаемой картинке. Что ж, внушает.

    Лирическое отступление о постукиваниях
    Когда-то на военной кафедре нам один офицер рассказывал, что раньше в войска поступало не-скажу-какое оборудование с золотыми контактами. А тут перестройка, все дела. Контакты стали пропадать. В смысле, физически. Золото из контактов. Промышленность сделала специальную модификацию этого оборудования с обычными, лужеными, контактами. Теперь уже стали пропадать контакты. В смысле, электрические, аппаратура стала глючить. Решили в комплект ЗИПа добавить резиновую кияночку. А к ней разработали инструкцию. Красивую, в коленкоровом переплете. Там подробно в картинках рассказывается в каком случае в какой блок стучать. Не знаю, правда это, или нет — за что купил, за то и продаю.

    Вернемся к прибору.

    Содержательную часть инструкции можно передать в нескольких фразах: подключить прибор к батарее, выставить кнопкой ССА характеристику батареи по этому стандарту (300-999), нажать и отпустить кнопку тестирования. После тестирования (10 секунд) индикатор покажет напряжение под нагрузкой. Тут же, рядом с экраном, шпаргалка, где по измеренному напряжению можно прикинуть какое напряжение будет при реальном запуске двигателя. Вердикт прибора — светодиод: красный — плохо, желтый — сойдет, зеленый — хорошо. Прибор рассчитан на 6 и 12 вольт. Может проверять и напряжение зарядки аккумулятора генератором. Для этого его надо подключить к батарее при работающем двигателе, но никаких кнопок не нажимать.

    Перво-наперво, я принес аккумулятор, который доживает свой срок в качестве подменного. Измерил его другим прибором для проверки аккумуляторов:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Напряжение без нагрузки он показал 12,24 В

    Остальные характеристики: ток по стандарту EN — 296А сопротивление — 9,44 мОм, заряд — 54%, оценка общего состояния — 48%.

    Смотрим нашим тестером. Тестер питается от этого же аккумулятора, включается сам при подключении крокодилов.

    Напряжение без нагрузки:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    12,1 Вольт. Возможно. Неизвестно кто из приборов точнее.

    Выставляем ССА. Ставлю 500, это значение было по умолчанию. Кстати, настройка сохраняется в памяти.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Нажимаю кнопку. Слышен тихий щелчок реле, напряжение падает, через 10 секунд на экране 11,4 и горит зеленый светодиод.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    По таблице получается, что аккумулятор будет крутить бодренько стартер с напряжением 11,2 вольта.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    А давайте посмотрим, что у него внутри!

    Прибор собран на винтиках, откручиваю все.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    В корпусе обнаружилось реле, нагрузочное сопротивление, две кнопки и плата с контроллером.

    Реле мощное, на 80А.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Провода 12AWG, это 3,3 мм^2 по-нашему. Допустимый ток до 30А, ток плавления — 235А. Но у нас же кратковременно, так что наверное все будет в порядке.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Вид на плату:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Мозги устройства — контроллер ATmega48PA.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Кроме него, на плате установлены индикатор, 5 светодиодов, подстроечник, два электролитика, пищалка и силовой транзистор загадочного пока для нас назначения.

    Измерим сопротивление шунта. Малые сопротивления лучше измерять при большом токе, если позволительно. Тут можно жечь на все деньги: 10 Ампер. Такой ток проходит по цепи при напряжении 1,5 вольт. Если же замкнуть провода блока питания накоротко, то 10 ампер будет достигнуто уже при 0,4В.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Таким образом, при приложенном напряжении 1,1 Вольт, по шунту течет 10А. Несложно вычислить, что R = U/I = 1,1/10 = 0,11Ом. Что станет при подключении аккумулятора с напряжением, скажем, 12 вольт?

    12/0,11 = 109А. Это почти совпадает с надписью на приборе — 125А. Что ж, правдоподобно.

    Кстати, а как у прибора с проводами? Внешние провода довольно толстые и жесткие. Это многожильный провод 3х0,75мм^2.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    С одной стороны припаивается к крокодилам — все три жилы сразу.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    С другой стороны — к плате.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Теперь попробуем разобраться, как работает этот прибор.

    Подключив осциллограф, я сразу заметил, что нагрузка держится не все 10 секунд испытаний, а подключается на короткие промежутки времени:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    8 кратких импульсов за время тестирования.

    А вот и роль силового транзистора IRF3205! Он коммутирует нагрузку! Реле размыкает и замыкает разгруженные контакты, а ток включает транзистор. Сдюжит? Смотрим pdf: 55V, 8mOhm, 110A. Ну так… Без запаса, но сойдет.

    Рассмотрим поближе импульс:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    32 миллисекунды.

    Для проверки тока к аккумулятору я подключил шунт на 100А 75 мВ. Вот так:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    С него снимаем осциллограмму тока:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    64 мВ. Это значит, что ток: 64/75*100 = 85А.

    А что с напряжением в момент тестирования?

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Снимаем показания с нагрузочного сопротивления:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    8,32 Вольта. Вот это уже больше похоже на мой старый аккумулятор.

    Теперь спускаемся к машине:

    Подключаем прибор:

    12,2 ЭДС (да, надо подзарядить, знаю)

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    выставляем 500 ССА

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    под нагрузкой оценивает напряжение в 11,3 В.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Примерно, как и на старом аккумуляторе.

    В чем же причина такого странного тестирования? Почему импульсы? Быть может, это имитация неравномерного вращения стартера при запуске двигателя? На что влияет установка CCA? Если контроллер все равно получает опосредованные значения напряжения под нагрузкой, то почему он сразу не вычисляет прогнозируемое напряжение при запуске двигателя, а оставляет это работу на пользователя?

    На эти вопросы я не смог найти ответа. Ну, вернее, почему импульсы, я кажется смутно догадываюсь. Присмотримся к нагрузке:

    Нихромовая (вероятно) спиралька весом всего 2,42 грамма.

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Мы уже знаем, что падение напряжения на ней было 8,32 вольта, а ток протек порядка 85А. Считаем:

    8,32*85 = 707,2 Ватт — мощность этой фитюльки.

    Вся эта мощность фонтанировала 8 импульсов по 32 мс.

    707,2 * 8 * 0,032 = 181 Дж — выделился на резисторе.

    Теплоемкость нихрома порядка 450 Дж на кг кельвин. Масса у спиральки 2,42 грамма.

    181 / (450 * 0,00242) = 166 градусов — на столько нагрелась спиралька за один тест.

    Без учета рассеивания тепла в среду, конечно.

    Ну, кто-нибудь еще хочет греть ее не четверть секунды за тест, а все 10 секунд?

    Такие дела.

    А как же другие приборы? Простые, как валенок, нагрузочные вилки, которые честно греют свой резюк?

    Есть. Ну вот, например, спираль+вольтметр+тумблер:

    Тестер автомобильной аккумуляторной батареи All-sun EM577

    Крупновато, да.

    И отзывы о ней не очень:

    Отзывы о другом приборе (цитаты):
    — хватило на один тест, расплавилась кнопка.

    — внутри все провода повылазили из клемм

    — нагрузка только 80 ампер

    All-sun EM577 при том же токе нагрузки значительно компактнее и надежнее — у меня ничего не сгорело и не отвалилось. Кроме того, этот прибор имеет хороший потенциал для модернизации. Применение контроллера в принципе позволяет быстро определить падение напряжения и не сжечь нагрузку.

    А пока прибор можно посоветовать продавцам аккумуляторов.

    Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Оцените статью