Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

В России трудно найти театр, где бы не ставили пьесы Антона Павловича Чехова. Уже больше 100 лет «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», «Чайка» вызывают интерес режиссёров, оживают на сценах в новых, порой неожиданных трактовках, становясь громкими и обсуждаемыми премьерами.

Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

В сезоне 2018/19 Московский Новый драматический театр начал осуществлять масштабный проект по драматургии Чехова, объединяющий его четыре знаковые пьесы. Однако это не отдельные постановки, а своего рода театральный сериал, состоящий из четырёх версий. В каждой из них четыре акта – по одному из «Чайки», «Дяди Вани», «Трёх сестер» и «Вишнёвого сада», и 47 чеховских героев проходят через все спектакли проекта. Премьеры двух постановок из «Чехов. Проект» уже состоялись, премьеры двух намечены на новый театральный сезон.

Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

Нестандартное режиссёрское решение Вячеслава Долгачёва, представляющего зрителям сюжеты известных пьес фрагментарно, позволяет не только сложить общее впечатление о чеховском наследии и о русской усадебной жизни незадолго до революции, погрузиться в обыденность существования героев, но и задуматься вместе с ними об актуальных для каждого и сегодня одиночестве, стремлении к лучшей жизни, любви и ненависти, поразмышлять о вечных вопросах («зачем мы живем, зачем страдаем?», какой будет жизнь через 200-300 лет?).

Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

Такой режиссёрский подход позволяет также увидеть, например, насколько близки сёстры Прозоровы с Соней или Еленой Андреевной из «Дяди Вани» или Машей из «Чайки», или как далеки (не только в прямом, но и переносном смысле) от Москвы не только российская глубинка конца XIX– начала XX века, но и наша, современная. Да и Москва, и тогда, и сейчас, – лишь образ лучшей жизни, а не её гарантия. Меняются времена и эпохи, стремительно развиваются технологии, а люди остаются прежними. Также мечтают, надеются, стремятся к высоким целям, но ошибаются, спотыкаются, погрязают в быту…

Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

Первая часть «Чехов. Проекта» называется «Если бы знать…», отражая неизбежность случайностей и ошибок в человеческой жизни, безусловное вмешательство рока, бессилие в некоторых ситуациях. Название второй части проекта «Сюжет для небольшого рассказа» будто говорит, что любой жизненный эпизод – лишь фрагмент, частичка долгой жизни, но по нему можно составить своё мнение о человеке, городе, образе жизни.

Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

Спектакли «Чехов. Проекта» переносят нас на рубеж XIX и XX веков. Надписи на заднике сцены уведомляют, где и когда происходит тот или иной эпизод. Смена места действия и декораций происходит практически незаметно: в эти моменты герои всех «серий» шествуют по сцене как призраки, убирая или оставляя элементы сценографии. Среди них есть вещи, которые запросто могли бы быть свидетелями эпохи. Особенно выделяется массивный буфет в «Дяде Ване» и ширмы-перегородки в спальне «Трёх сестёр».

Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

Нельзя не обратить внимание на самовар, тарелки, чемоданы… Не упущено ни одной мелочи – всё как тогда, во времена Чехова, ни одного «новодела» на сцене. Также тщательно подобраны дамские туалеты и мужские костюмы, которые ещё и характеризуют своих героев: белоснежное платье наивной и влюблённой Нины Заречной, элегантный, не по средствам костюм Раневской, вычурный наряд Аркадиной и т.д.

Срез эпохи. «Чехов. Проект» в Московском Новом драматическом театре

Филигранно звуковое оформление постановок. То и дело действие пронзает мистический рокот – предвестник больших перемен в стране и знамение личных несчастий обитателей русских усадеб. Живо гремит гром, завывает ветер, нарастает тревога во время пожара. Передать напряжение того или иного момента помогает свет – то яркий, то сумеречный, то разливающийся заревом, то приглушённый… 

И что ещё очень важно – актёрские работы! В «Чехов. Проекте» заняты 28 артистов МНДТ. Некоторые получили возможность сыграть нескольких разноплановых героев. Например, Анастасия Безбородова исполняет сразу три большие роли – Нины Заречной («Чайка»), Ирины («Три сестры») и Сони («Дядя Ваня»), и превосходно с ними справляется, а Екатерина Демакова безукоризненно воплощает совсем не похожих Наташу («Три сестры»), Машу («Чайка») и Варю («Вишнёвый сад»). В «сериальных» перевоплощениях зритель может наслаждаться чудесами грима и переодеваний. Порой узнать актёра помогает только программка. Так, Ирина Мануйлова из Аркадиной («Чайка») превращается в няню («Три сестры»), Роман Бреев появляется в образах Дорна («Чайка»), Кулыгина («Три сестры») и Гаева («Вишнёвый сад») и т.д. 

 

Режиссёр-постановщик: Вячеслав Долгачёв

Художник-постановщик: Маргарита Демьянова

Композитор: Лариса Казакова

Место: Московский Новый драматический театр 

Оцените статью