Зачем нужны симуляторы рыбалки

Не беда, если лень купить мотыля и сходить на реку: в наши дни словить леща можно, не отходя от компьютера

Было время, когда каждый российский мальчишка умел ловить карасей на поплавочную удочку, но сейчас на берегу реки редко встретишь рыбака моложе сорока. Для остальных видеоигры давно одержали победу над аналоговыми развлечениями. В 2018 году рыбалка — увлечение тихих старичков-пенсионеров со старинными, советскими еще удилищами, и крепких мужиков-энтузиастов с японскими или южнокорейскими снастями ценой в компьютер начального уровня. Тем забавней, что это самое увлечение раз за разом появляется в самых разных играх — от Far Cry 5 и Persona 5 до Nintendo Labo и Shovel Knight, не говоря уже о специализованных симуляторах, вроде Sega Bass Fishing или Fishing Planet.

Если говорить про мини-игры о рыбалке, то это идеальный способ разрядить обстановку, дать отдохнуть в перерыве между стрельбой и драками, а заодно и пополнить припасы. Они легко встраиваются в повествование в любом мире, кроме совсем уж фантастических. С той же целью часто используются карточные игры, вроде гвинта, но рыбалка хороша еще и тем, что почти всем объяснений понятны базовые правила. Насадил наживку на крючок, закинул, ждешь. Поплавок ушел на дно? Подсекай! Может, детства на даче и не было, но даже у городского жителя общее представление в голове все равно есть. В более продвинутых мини-играх (например, в Stardew Valley) рыбу нужно еще и вываживать: осторожно крутить катушку, следя за напряжением лески, — чтобы та не лопнула от резкого рывка, но и не дала добыче уйти. В детстве такой опыт вряд ли был (разве что в речке на даче водился крупный лещ), но идея тоже понятна.

Зачем нужны симуляторы рыбалки
Рыбалка в Far Cry 5

Пойманную рыбу можно продавать, использовать для крафта или обмена на ценные предметы, — так мини-игры приносят практическую пользу. Но куда интереснее азарт коллекционера: когда поплавок дергается, ты еще не знаешь, что именно клюет (хотя, конечно, можешь догадываться по поведению поплавка) — а вдруг что-то редкое или крупное? В каком-то смысле рыбная ловля (и в мини-играх, и в реальности) — это как вскрытие лутбоксов. Можно забросить удочку в расчете на жалкую плотвичку и внезапно вытащить крутобокого трофейного сазана. Если в игре хватает видов рыбы (от “обычных” до “редких”) и мест для ловли (в Fable, например, разрешают забрасывать удочку даже в лужу, и там тоже кто-то водится), может вдруг оказаться, что второстепенное занятие куда интереснее главного. Серьезно, в Final Fantasy XV нужно поймать рыбу, чтобы накормить кота и продвинуться дальше по квесту, но я лично втянулся и решил, что кот подождет.

Может показаться, что ловля рыбы через QTE (иногда игра даже прямо подсказывает, какую кнопку когда нажимать) и наблюдение за шкалой напряжения лески, — это ерунда какая-то. На этот случай есть множество игр с контроллером-удочкой, самая знаменитая из которых — Sega Bass Fishing для консоли Sega Dreamcast. Они интересны тем, что руки игрока делают примерно то же, что и руки настоящего рыбака в момент подсечки и при вываживании добычи: работают удилищем, крутят катушку. Неплохо работал и отслеживающий движения контроллер приставки Nintendo Wii — скажем, в игре Fishing Master World Tour. В 2018 году самое модное устройство такого плана — картонная удочка из конструктора Nintendo Labo для Nintendo Switch. Важно только понимать, что специализированные контроллеры, конечно, сильно помогают с погружением в рыбалку, но не превращают игру в симулятор. Все дело в том, что челлендж на взаправдашней рыбалке начинается задолго до момента, когда поплавок вдруг резко идет вниз.

Зачем нужны симуляторы рыбалки
Sega Bass Fishing (ремейк на PC)

Настоящая рыбалка больше похожа на стратегию, на cоревнование в хитрости между человеком и его добычей. Речь даже не о спортивных состязаниях, а о рядовом выезде на обычную подмосковную реку, в которой водятся уклейка и плотва, лещ и густера, окунь и голавль, а если не повезет — ротан. Сначала нужно забросами без наживки промерить глубины и определить оптимальные точки для ловли, скатать шары из смеси прикормки и глины, точно закинуть их рогаткой. Если клева нет, приходится уменьшать размер крючка, ставить леску тоньше, экспериментировать с длиной поводка (леска от крючка до грузила), менять насадки, опрыскивать их ароматизаторами, пробовать комбинации (“бутерброд” из червя и перловки, например) — и так пока не будет найден правильный подход именно к этой точке именно в этот день. Если клюет, но не то — нужно ставить крючок побольше и наживки крупнее (например, кукуруза хорошо отсекает мелочь). Если ничего не удается поймать у берега обычной маховой удочкой (удилище без колец; леска привязана к его кончику), стоит расчехлить тяжелый фидер (короткие удилища со сверхчувствительной гибкой вершинкой, которые используются для донной ловли) с кормушкой на пятьдесят грамм или же матчевое удилище для сверхдальних забросов. Когда все сделано правильно, и крючок с пучком червей втягивает в себя здоровенный лещ, все остальное (собственно содержание мини-игр о рыбалке и аркадных игр с пластмассовой удочкой!) — это уже легко, это уже дело техники. Помешать могут разве что водоросли у берега или криворукий напарник с подсачеком.

Настоящие симуляторы рыбалки, в которых все эти детали учитываются, существуют уже много лет. Одна из первых нормальных игр, с правильным менеджментом экипировки, — Bassin's Black Bass with Hank Parker для 16-битной приставки SNES, вышла еще в 1994 году. Хэнк Паркер — известный в восьмидесятые спортсмен-рыболов, и посвященная ему игра (как и многие симуляторы) построена вокруг серии турниров. Собственно, поэтому получаемый опыт очень похож на опыт игры в другие спортивные симуляторы и менеджеры, вроде FIFA или Football Manager, только вместо редкого стройного Криштиану Роналду вам нужен редкий жирный чаттахучи-басс.

Зачем нужны симуляторы рыбалки
Разные виды американских окуней

Если это последнее слово вам ни о чем не говорит, это нормально (чаттахучи-басс — прибрежный окунь из реки Чаттахучи на границе между Джорджией и Алабамой; некоторые считают его отдельным видом). Все дело в том, что названия рыб — триггер для невероятных трудностей перевода. Вы легко справитесь с «carp», из “Ведьмака” вы знаете, что «roach» — это «плотва», но кто такой «bluegill»? Синежаберный солнечник? Это вообще едят? А как будет “язь” по-английски? Очень путает и слово “bass”, которое прямо входит в название многих симуляторов рыбалки. У него нет научного смысла, это бытовое наименование для “всего, что отдаленно похоже на окуня” (три семейства, шесть сотен видов со всех концов Земли). В каждой северной речке или теплом южном море обязательно живет какой-нибудь басс, хотя чаще всего речь идет об американских вариантах. Так что почти вся рыба из игр для обычного российского геймера — невероятная экзотика, и симуляторы рыбалки — идеальный виртуальный туризм по зарубежным рекам и озерам.

В начале текста я упоминал, что современные рыбацкие снасти дороги, и это не преувеличение: на дешевую китайскую телескопическую удочку с кольцами можно ловить карасей на пруду у дома, но увлеченные рыбаки в хорошем рыбном месте будут обидно обзывать вас “дубинщиком”. Хорошие удилища из прочных и гибких композитных материалов стоят от десяти тысяч рублей, и вам понадобится несколько штук — разной длины и разного типа (для реки и для озера, для поплавочной и донной ловли, спиннинги для легких и тяжелых приманок), а к ним еще катушки, десяток мотков лески и масса мелких аксессуаров. Плюс расходы на путешествия — если вы не хотите ограничивать себя родной областью.

Fishing Planet — один из самых современных симуляторов рыбалки на сегодня

Чтобы посмотреть, как это выглядит изнутри, проще всего попробовать симулятор рыбалки, вроде Fishing Planet, благо игра условно-бесплатна. Обучающий режим выглядит как типичная аркадная мини-игра даже без толкового вываживания: мелкую рыбу, как и карася в детстве, можно просто поднять из воды, леска не порвется. Закидываешь удочку, сразу же клюет, вытаскиваешь — ставишь очередной рекорд. Скучно. Но когда на третий виртуальный день на крючок попалось что-то крупное, и я начал неистово крутить катушку левой кнопкой, то обнаружил: рыба тянет сильнее и уходит дальше. Она просто вытянула у меня всю леску до конца, все пятьдесят с чем-то метров, и ушла. А все почему? Потому что я заранее не посмотрел, какими кнопками в Fishing Planet настраивается фрикционный тормоз катушки (устройство, сглаживающее резкие рывки рыбы). Звучит как история из авиасимулятора, но нет.

В Fishing Planet все действительно очень серьезно. Можно с точностью до сантиметра выставить отпуск оснастки (глубина, на которой вы ловите). Причем игра умеет симулировать ситуацию, когда крючок и часть грузил лежат на дне, и поплавок слегка наклонен, но все равно реагирует на поклевки. На течении это тоже работает: крючок с наживкой медленно скользят по дну. Чтобы оснастить удилище, нужно купить моток лески, при этом вы не тратите его целиком, а указываете, в каком конкретно месте разрезать. Ну и самое забавное: игра умеет симулировать зацеп крючка о водоросли: в этом случае надо крутить удилищем влево и вправо и дергать им. Ну или порвать леску и попрощаться с оснасткой. И таких мелочей, хорошо знакомых и понятных рыбаку, очень много (правда, нельзя протупить и случайно запутать леску, но это даже хорошо). Даже экономика в Fishing Planet взята из реальной жизни: перед походом на водоем надо оплатить лицензию (и потом постараться окупить ее уловом). В России так называемые “фиш-карты” пытались ввести в 2011 году, но возмущенные энтузиасты по всей стране вышли на митинги, и реформу мгновенно свернули. Но в США рыбалка всегда платная, и в игре это отражено.

Зачем нужны симуляторы рыбалки
Разные типы удилищ в Fishing Planet

Поначалу в Fishing Planet доступна только одна заранее снаряженная удочка и хлеб с червяками, но чем больше ловишь (и прокачиваешься) — тем больше позиций доступно в магазине виртуальных товаров. И там как раз скрыты все те бездны аксессуаров, на тестирование которых в реальности никогда не хватит никаких денег (в этом смысле игры о рыбалке похожи на автосимуляторы с тюнингом). И они все действительно нужны не потому, что “такая-то рыба ловится на только на удочку такого-то уровня”, а потому что один спиннинг хорош для забросов легких приманок, другой — тяжелых, один — на ведение приманки на глубине (обстукивая дно джиг-головкой с насаженной на нее резиновой рыбкой), другой — на ведение близко к поверхности (например, поппера, который булькает при движении и привлекает щук). Пока Fishing Planet не хватает разве что фидеров, но их, кажется, обещают добавить в игру позже.

Если же вам надоест ловить виртуальную рыбу, то вы уже будете примерно понимать, с чем идти на настоящую, что такое “тест” и “строй” спиннинга, какие приманки лучше работают на щуку и откроете для себя такие насадки, как горох, резаный сыр или даже кошачий корм. В этом смысле симуляторы рыбалки невероятно полезны, потому что толковых гайдов по рыбалке в Интернете немного, на форумах энтузиасты разговаривают на совершенно птичьем языке. В конце концов, вам тоже рано или поздно стукнет сорок лет, и по дороге из аэропорта Домодедово в Москву вы внезапно захотите свернуть с моста к реке Пахра, поставить машину и у берега, забросить удочку и поймать на кукурузу здоровенного голавля.

Приобрести Fishing Planet, один из самых новых симуляторов рыбалки, можно по этой ссылке.

Оцените статью