Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Что приходит на ум при словосочетании «Минский часовой завод „Луч“? Разумеется, вспоминаются два широко известных и заслуженно уважаемых в часовом обществе калибра. Прежде всего, это Луч 2209 и Луч 1801.1, выпускаемый и в наше время. Но мало кто помнит и знает о том, что на заводе Луч выпускались часы и на других весьма интересных, и более, чем неплохих калибрах, но сейчас незаслуженно забытых. Тем не менее часы на них служат до сих пор. Служат надёжно, исправно отсчитывая настоящее, пусть уже и не их, время. Один из таких калибров — калибр Луч 1809 с центральной секундной стрелкой и ручным заводом пружины, устанавливаемый в первую очередь в часы, предназначенные для милых дам. Давайте восполним пробел и познакомимся с этим замечательным часовым калибром.

Два слова о калибре:

Механизм Луч 1809 — калибра 18мм, первого класса точности по ГОСТ10733-98, высота механизма 3,8 мм, на 17 рубиновых камнях, с анкерным спуском, противоударным устройством оси баланса, с центральной секундной стрелкой, частота полуколебаний маятника — ВРН 21600.

А знакомится с калибром Луч 1809 будем на примере дамских часов „Луч“, выпущенных где-то в районе 80-х годов прошлого века. Часы попали ко мне в состоянии довольно плачевном. Стекло треснуто, циферблат изъеден коррозией, но корпус во вполне приличном состоянии. Так что если в „закромах Родины“ отыщется замена циферблату и стеклу, вполне можно будет привести внешний вид часов к приемлемому. Но это второй этап. Первый — привести в надлежащее состояние механизм. А поскольку на просторах Интернета информации о механизме вообще нет, кроме как технических данных, то снова нам быть первооткрывателями. Притом в прямом смысле — часы до этого момента не открывались. Ни следов на лысках корпуса, ни отметок мастера о каких-либо действиях. Тем не менее часы пытаются идти. То есть, идут. Правда, прибор говорит, что прихрамывающей походкой. А почему — это мы в процессе ремонта выясним.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Вид на заднюю крышку. „Знак качества“! Соответствуют? Увидим. Но если идут до сих пор без профилактики…

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Итак, аккуратненько поддеваем крышку ключом. Крышка даже не „хлопушка“, а просто на тугой посадке. Но механизм дополнительно защищен пыльником. Вода и влага, разумеется, такую защиту обойдёт, но от пыли она вполне неплоха, если часами не пользоваться в экстремальных условиях. И действительно, внутри довольно чисто.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Что же, приступаем. Стрелочка указывает на ту самую заветную кнопку разъединителя заводного вала. В этом калибре он упрятан довольно глубоко в шахту весьма малого диаметра. Нажимаем на кнопочку особо тонкой отверткой…

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

… и вал свободно выходит наружу.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Вынимаем механизм из корпуса. Калибр ничем в корпусе не закреплён. Да, циферблат не ахти. Надо будет покопаться в коробочках, авось. И стекло тоже.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Глянем на быструю, балансовую сторону механизма. Тут у нас довольно чисто. На мосте ангренажа маркировка, SU, которая была введена как раз где-то в 80-х, и обозначение калибра — 1809, означающее, что этот калибр 18 мм в диаметре и -09- с центральной секундной стрелкой.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Переворачиваем калибр циферблатом вверх и снимаем стрелки, поддев их лопаткой.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Теперь снова отправляемся на сторону баланса, чтобы снять баланс, во избежание его повреждения при манипуляциях с механизмом. Деталь самая чувствительная. Что бросается в глаза? То, что винт с левой резьбой, крепящий заводное колесо, который должен быть обозначен тремя шлицами, имеет всего один шлиц. Привет от конструкторов! Это хорошо, что я знаю о левой резьбе, а если человек не подготовлен?

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Ну вот. Стрелки, баланс и прокладка из-под баланса. Какие же это часы без прокладки под балансом, да? (Тут смайлик).

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Циферблат крепится на двух ножках. А ножки в свою очередь закреплены двумя винтами, ввинчиваемыми с торца калибра. Вот тут, по красной стрелочке.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Отпускаем винты, не вывинчивая их до конца, и снимаем аккуратненько циферблат, поддев его тонкой отверткой.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Сразу же за ним снимаем часовое колесо с пружинной шайбой.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Затем демонтируем мост вексельного колеса.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Перед нами колёсная система медленной стороны часов. Прежде всего бросается в глаза то, что фрикционная муфта переводного манизма стрелок выполнена не на прикушенном минутном трибе, а представляет собой систему с пружинным колесом. Замечательная надёжная система, стабильно работающая на протяжении всего времени эксплуатации часов. А если вовремя её промыть и смазать, так вообще нет этой системе износа. Только за это уже можно присваивать знак качества.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Разбираем колёсную систему. Перед нами (вверху) мост вексельного колеса и и часовое колесо с пружинной шайбой. Внизу — вексельное колесо, минутный триб с пружинным колесом и малое переводное колесо.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Давайте посмотрим на конструкцию триба. Видите, колесо имеет арочную конструкцию, которая предусматривает две пружинные ламели, прилегающие к выточкам на трибе. Великолепно!

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Ну вот, колесная система снята, а к ремонтуару вернемся несколько позже.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Переходим на сторону баланса и приступаем к демонтажу пружинного двигателя. Вывинчиваем винт крепления заводного колеса, помня о том, что резьба на винте левая. То есть, вывинчиваем его по часовой стрелке. Затем освобождаем заводное колесо барабана. Здесь винт с нормальной правой резьбой.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Готово!

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Теперь снимаем мост двигателя. В этом калибре есть особенность. Мост закреплен тремя винтами, один из которых диаметром меньше, чем два других. Запоминаем эту особенность и местоположение тонкого винта.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Обращаем внимание ещё на одну особенность — уникальную конструкцию пружины собачки барабанного колеса.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Итак, снимаем мост двигателя.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Так выглядит мост сверху.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Так мост двигателя выглядит с обратной стороны.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Снимаем барабан двигателя.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Вот он…

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

… и разбираем его — вынимаем пружину. Пружина S-образная. Просто замечательно.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Теперь демонтируем анкерную вилку.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Ну, понятно! Как тут ходу не хромать, если вилка вклеилась в камень на загустевшей смазке? Сейчас положим в бензин, разъединим и вымоем вилку и камень моста.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

А как обстоят дела с ангренажем? Снимаем мост ангренажа… ага, вместе в анкерным колесом! Вот вторая причина „кривого“ хода.

Но даже в таком состоянии механизм продолжал ходить. Нет, не даром ему присвоили знак качества!

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Но ладно. Перед нами ангренаж — колёсная система часов.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Снимаем колёса. Перед нами секундное и два промежуточных колеса.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Быстрая сторона разобрана. Но у нас ещё остался ремонтуар.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Разбираем. Здесь никаких особенностей. Просто, надёжно и компактно. Два рычага, кулачковая муфта, R-образная пружина и пружинная крышка.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Итак, наливаем в баночку бензин, отправляем детали на промывку. Сначала промываем колёса, платину и мосты.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Затем детали ремонтуара и барабан.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Детали ремонтуара просушены и готовы к установке на платину. Сейчас начнем, сейчас… нет, не сейчас. Кофеварка закипела, пойду-ка я на перекур!

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Ну вот, вернувшись к работе со свежими силами, быстренько устанавливаем детали ремонтуара по местам…

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

… и накрываем узел пружинной крышкой.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Устанавливаем минутный триб с минутным колесом и фрикционной муфтой.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

За ним — вексельное колесо.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Накрываем вексельное колесо мостом вексельного колеса. Здесь пока всё.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Поворачиваем калибр быстрой стороной вверх.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Но перед тем, как начать сборку быстрой стороны, собираем барабан. Устанавливаем в него пружину, смазываем „Б-1“ и закрываем барабан крышкой барабана.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Теперь устанавливаем на платину первое промежуточное колесо и барабан. У калибра есть особенности в последовательности сборки. Нарушим — придётся разбирать собранное заново.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Устанавливаем второе промежуточное колесо.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Только теперь можно накрыть двигатель мостом барабана. Про винт малого диаметра помним? Помним!

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Устанавливаем ангренаж. Тут из-за компоновки механизма на платине малого диаметра оси колёс получились довольно высокими. Это ни хорошо, ни плохо — просто факт. Отправляем на место секундное и анкерное колёса.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Немного помучившись (колёса высокие), накрываем ангренаж мостом ангренажа.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Устанавливаем колёсную систему заводного механизма, смазываем камни колёс маслом МБП-12, проверяем скат — ОК! — устанавливаем анкерную вилку и мост анкерной вилки. Камни оси вилки, как вы, надеюсь, помните, не смазываются.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Ну вот, теперь баланс. И… „солнце на спицах…“ — побежало колесо баланса!

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Вот и прекрасно. Механизм жив. Теперь надо покопаться в коробочках с запчастями. И что вы думаете? Да, таки нашёл! Не то чтобы супер, тоже бывший в употреблении, но выглядит всё-таки лучше. Протираем и устанавливаем на механизм.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

И стёклышко есть. Но его нужно хоть как-то отполировать. Берём ветошку, смачиваем её слегка, выдавливаем на нее полсантиметра зубной пасты и принимаемся за дело. Минут через пятнадцать стекло можно устанавливать в корпус. В общем, получилось вот так. Стрелочки ещё поискать надо будет новые, наверно. Чуть тронул минутную неправильно.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Да, конечно — ход! Вот он какой. Думаю, эти пять секунд можно простить „механизму первого класса точности по ГОСТ10733-98“.

Женские часы "Луч" на калибре Луч 1809. Из цикла "Малоизвестные калибры"

Итак, резюме. Замечательный выносливый трёхстрелочник. Удивительно, почему сохранили в производстве 1801.1 при наличии таких замечательных калибров, как 1809. Знака Качества заслуживает однозначно. Этот калибр можно в некоторой степени сравнить с калибром 2009.В часов „Заря“. Но 2009 выигрывает по высоте, а 1809 по диаметру. Совершенно не жалею о времени и работе, затраченной на восстановление этого калибра. Думаю, он универсален, и в мужских трёхстрелочных часах показал бы себя замечательным образом. Эпоха меняется, но хорошие вещи остаются хорошими в любое время. Господа на „Луче“, верните хорошее!

А ведь в этой серии механизмов на базе 1809 был и 1814 с индикацией дня недели, и автоматический 1816…

Оцените статью